Статус документа
Статус документа

ГОСТ 33149-2014 Дороги автомобильные общего пользования. Правила проектирования автомобильных дорог в сложных условиях

     7.1 Специфические грунты


К территориям распространения специфических грунтов следует относить местность, сложенную породами, изменяющими свою структуру и свойства в результате внешних природных и техногенных воздействий, что способно привести к нарушению целостности конструктивных элементов дороги и дорожных сооружений, а также к снижению безопасности дорог.

7.1.1 Многолетнемерзлые грунты

7.1.1.1 В зонах распространения многолетнемерзлых грунтов следует выделять следующие три типа местности (таблица Б.1 приложения Б):

- первый: сухие места с обеспеченным поверхностным стоком;

- второй: сырые места с избыточным увлажнением в отдельные периоды года и признаками поверхностного заболачивания;

- третий: переувлажненные мокрые места.

7.1.1.2 По сложности мерзлотно-грунтовых условий при проектировании должны выделяться следующие участки:

- простые с однородной ландшафтной обстановкой; с простым микрорельефом; однообразным напластованием грунтов однородного состава при глубоком расположении грунтовых вод или при их отсутствии; без проявлений мерзлотных процессов и других явлений; без наличия торфяников, марей и озер;

- сложные с однородной ландшафтной обстановкой; с усложненным микрорельефом; с болотами, торфяниками, марями, озерами; с напластованием грунтов неоднородного состава, переменным уровнем водоносных горизонтов и отдельными проявлениями мерзлотных процессов;

- особо сложные с неоднородной ландшафтной обстановкой; со сложным микрорельефом; с глубокими болотами, с торфяниками, марями и озерами; с наличием сильнольдистых грунтов (таблица Б.2 приложения Б), подземных льдов в верхних слоях многолетнемерзлых грунтов или широким развитием мерзлотных процессов и явлений.

7.1.1.3 Проектирование должно осуществляться с учетом возможных изменений водно-теплового режима грунтов сезонно оттаивающего слоя и многолетнемерзлых грунтов, режима и высоты снегоотложений, а также ледотермического режима водотоков.

7.1.1.4 Трассирование должно выполняться по наиболее сухим участкам, на крупнообломочных скальных, песчаных и гравелистых грунтах без ледяных прослоек и линз, а также вблизи месторождений грунтов, пригодных для сооружения земляного полотна.

7.1.1.5 Трассу следует прокладывать с максимальным использованием снегонезаносимых форм рельефа. Во всех случаях следует:

- обходить пониженные места (ложбины, котловины) или пересекать их по кратчайшему направлению;

- проходить через лесные массивы;

- обходить глубокие балки и овраги, а также жилые и производственные постройки с подветренной стороны.

7.1.1.6 Трассу следует совмещать с направлением господствующих ветров или располагают под углом к ним не более 20°.

7.1.1.7 При выборе мест перехода через водотоки следует избегать участков возможного образования наледей (перекаты, устьевые участки рек и притоков, места с островками и староречьями, широкие заболоченные поймы), а также излучин. Для мостового перехода следует выбирать узкие и глубокие русла с близким залеганием скальных пород, гравелистых или песчаных грунтов.

7.1.1.8 Должны быть обеспечены требуемые прочность и устойчивость как самого земляного полотна, так и дорожной одежды. Проектирование должно наносить наименьший ущерб окружающей природной среде. Должно быть предотвращено появление наледей, препятствующих обеспечению движения по автомобильной дороге.

7.1.1.9 Для обеспечения устойчивости земляного полотна с использованием грунтов основания в талом или мерзлом состоянии следует применять три принципа проектирования:

- первый (сохранение вечномерзлых грунтов в основании земляного полотна в течение периода эксплуатации дороги);

- второй (обеспечение допустимых деформаций при частичном оттаивании мерзлого грунта в основании земляного полотна на глубину, определяемую расчетом);

- третий (оттаивание мерзлого грунта основания под насыпью до начала строительства на глубину, на которой талые грунты уже не влияют на работу земляного полотна; подготовка дорожной полосы, включая ее осушение).

7.1.1.10 Первый принцип должен применяться на особо сложных по мерзлотно-грунтовым условиям участках (третий тип местности) с низкотемпературными многолетнемерзлыми грунтами, на глинистых сильнопросадочных грунтах с влажностью выше предела текучести. Для предотвращения оттаивания основания должен сохраняться моховой и растительный покров, а также укладываться теплоизоляционные слои (мох, торф, пенопласты, опилки, древесная кора и т.д.).

7.1.1.11 Второй принцип следует использовать на сложных по мерзлотно-грунтовым условиям участках (второй тип местности) с низкотемпературными многолетнемерзлыми грунтами, на глинистых и песчаных просадочных грунтах с влажностью менее предела текучести.

7.1.1.12 Третий принцип должен применяться на легко осушаемых просадочных грунтах с влажностью менее предела текучести, на участках с высокотемпературными многолетнемерзлыми грунтами сплошной и островной вечной мерзлоты. При этом осушение и упрочнение грунтов основания следует выполнять за счет их предпостроечной осадки при оттаивании под воздействием дорожно-строительных машин.

7.1.1.13 Тип конструкции земляного полотна в зависимости от типов местности и принципов проектирования приведен в таблице 1.


Таблица 1 - Тип конструкции земляного полотна в зависимости от типов местности и принципов проектирования