3.1 Основное назначение системы управления состоянием дорожных одежд состоит в оказании помощи органам управления в обосновании решений при выборе стратегии ремонтных мероприятий для отдельных автомобильных дорог или сетей автомобильных дорог. Система предназначена для использования как при обосновании требуемого финансирования для достижения планируемых показателей (индикаторов), так и при распределении выделенных средств по отдельным участкам автомобильных дорог и видам ремонтных воздействий.
3.2 В качестве основных индикаторов состояния в системе управления используются: продольная ровность каждой полосы проезжей части, глубина колеи, показатель растрескивания, площадь повреждений, коэффициент сцепления. Оценке по перечисленным индикаторам подлежит каждая полоса автомобильной дороги на всем ее протяжении.
3.3 Оценка состояния покрытия проезжей части производится для сегментов полосы движения длиной не более 100 м.
3.4 Важнейшей особенностью системы управления дорожными одеждами является адресная привязка каждого сегмента полосы проезжей части. При анализе интенсивности образования и развития повреждений должно быть обеспечено соответствие границ каждого сегмента для возможности сопоставления результатов, получаемых в различные моменты времени.
3.5 Система управления включает в себя следующие блоки:
- первичная информация об объекте;
- методика регулярного мониторинга основных индикаторов состояния;
- система хранения, обработки и представления основных индикаторов состояния;
- данные о выполненных ремонтных мероприятиях;
- процедуры выбора стратегии;
- оценка экономической эффективности принятой стратегии;
- методика прогноза остаточного срока службы.
3.6 Для управления состоянием дорожных одежд необходимо иметь исходную, первичную информацию об объекте наблюдения, данные о состоянии проезжей части, позволяющие определить динамику изменения её состояния во времени, данные о проводимых ремонтных мероприятиях.
3.7 Важнейшим элементом системы управления является мониторинг состояния проезжей части автомобильной дороги с периодичностью два раза в год каждой полосы движения на всём протяжении автомобильной дороги.
3.8 Даты проведения работ в процессе мониторинга следует увязывать с завершением периода оттаивания земляного полотна в преддверии наступления сезона строительных и ремонтных работ в весенний период и в конце осени до наступления отрицательных температур. Второй раз в течение года предпочтительным временем проведения мониторинга следует считать период после завершения строительного сезона до образования на проезжей части снежно-ледяных отложений, ухудшающих определение основных индикаторов состояния дорожных одежд и фиксирование поверхностных повреждений дорожного покрытия.
Рисунок 1 - Структурная блок-схема системы управления состоянием дорожных одежд