Статус документа
Статус документа

ОДМ 218.9.003-2015 Методические рекомендации по применению системы управления состоянием дорожных одежд в пилотной зоне автомобильной автодороги М6 "Каспий" (для опытного применения)

     5 Методика мониторинга состояния дорожных одежд

5.1 Мониторинг состояния дорожных одежд состоит в периодическом сборе данных о состоянии проезжей части для определения основных параметров и их текущего изменения с целью установления необходимости в ремонтных мероприятиях и прогнозировании остаточного ресурса срока службы конструкции.

5.2 Наиболее значимыми параметрами состояния проезжей части являются: продольный микропрофиль по двум полосам наката, поперечные профили полосы движения, видеоизображение поверхности проезжей части и шероховатость или коэффициент сцепления покрытия. Эти параметры позволяют вычислить основные оценочные индикаторы состояния проезжей части: продольную ровность, глубину колеи, площадь повреждений, показатель растрескивания, коэффициент сцепления.

5.3 Обследование дороги или участка дороги и измерение основных индикаторов состояния проезжей части должно выполняться в пределах каждой из полос движения. Каждой полосе движения присваивается порядковый номер (рисунок 2 и 3).


Рисунок 2 - Нумерация полос движения при проведении мониторинга состояния двухполосной проезжей части


Рисунок 3 - Нумерация полос движения при проведении мониторинга состояния четырёхполосной проезжей части

5.4 С целью систематизации данных, в случае значительной протяжённости автомобильной дороги, проходящей в разных природно-климатических условиях или распределённой по разным эксплуатирующим организациям, дорога может быть разделена на отдельные участки ограниченной протяжённости.

5.5 Для мониторинга следует применять современные высокопроизводительные средства, обеспечивающие получение перечисленной выше информации по всей протяженности дороги в формате, пригодном для хранения и обработки с помощью специальных программных средств.

5.6 Периодический сбор данных о состоянии проезжей части должен осуществляться передвижной лабораторией, представляющей собой автомобиль, оборудованный комплексом измерительной аппаратуры для фиксации основных параметров состояния проезжей части и окружающей обстановки с автоматической привязкой собранных данных к местности.

5.7 Данные, записываемые при проезде передвижной лабораторией, должны содержать изображение покрытия и окружающей обстановки, продольный микропрофиль по двум полосам наката, поперечный профиль полосы движения шириной не менее 4 метров, и данные геопривязки.

5.8 Видеосъёмка должна выполняться камерами с общим обзором в горизонтальном направлении не менее 180°, с разрешающей способностью и шагом съемки (расстоянием между последовательными кадрами вдоль направления движения), достаточными для определения видимых повреждений на покрытии и распознавания элементов окружающей обстановки и обустройства.

5.9 Определение расчетных показателей продольной ровности должно осуществляться на основании продольного микропрофиля, представляющего собой набор высотных отметок покрытия с шагом не более 0,25 м. Точность измерения должна соответствовать требованиям действующего стандарта к профилометрам 1-го класса точности. Измерение продольного профиля должно производиться по двум полосам наката.

5.10 Определение глубины колеи должно производиться на основании измеренных поперечных профилей в виде поперечных сечений поверхности полосы движения с шагом в продольном направлении не более 2 м и шагом высотных отметок в поперечном направлении не более 5 см. Глубина колеи определяется как максимальный просвет под рейкой, уложенной на края колеи. Измерения поперечного профиля должны обеспечивать определение глубины колеи с погрешностью не более 1 мм с осреднением на участках длиной 10 метров.

5.11 Геопривязку следует выполнять для сравнения результатов повторных обследований с погрешностью не более 1 м. Повторяемость привязки должна быть обеспечена в случаях изменения положения элементов обустройства дороги (перенос опор дорожных знаков, опор ЛЭП и освещения и других объектов. В случаях реконструкции или капитального ремонта участка дороги допускается снижать точность привязки до 10 м относительно предыдущих обследований, при этом последующие обследования производятся с погрешностью привязки не более 1 м.

5.12 Состав и формат данных, сохраняемых по результатам обследования, должны обеспечивать при помощи программного обеспечения:

- отображение в графическом и численном представлении показателей продольной и поперечной ровности на всем протяжении дорожного объекта по результатам каждого из проведенных обследований;

- расчет и выдачу показателей состояния покрытия (продольная ровность, глубина колеи, площадь повреждений, показатель растрескивания) для произвольно заданного участка дороги (начало, конец, полоса движения, дата обследования);

- выдачу исходных данных продольной и поперечной ровности (продольный и поперечный профиль в высотных отметках) для произвольно заданного участка дороги;

- выдачу изображения покрытия и окружающей обстановки в заданной точке и в заданное время обследования.