Тест на обнаружение одинаковых веществ, парное сравнение, методы треугольника и дуо-трио в соответствии с ISO 6658 и специальные стандарты следует использовать для демонстрации вкусовых ощущений при высокой и низкой концентрации и для того, чтобы научить испытателей правильно распознавать и описывать их (см. [2]). Тесты на идентификацию следует использовать для развития чувствительности испытателей к запахам (см. [5]). Сначала раздражители следует предоставлять в качестве водных растворов соответствующих веществ, но по мере приобретения испытателями опыта можно перейти к тестированию реальных продуктов и напитков. Допускается также использовать смешанные пробы, в которых соотношение двух или более ингредиентов может различаться.
Искажение внешнего вида образца (например, с помощью цветного освещения) особенно полезно для того, чтобы подчеркнуть необходимость быть объективным при попытке определить различия в других характеристиках.
Образцы, используемые в ходе обучения и тестирования, должны быть типичными для своего вида, типа и качества и должны отражать обычный ассортимент рынка.
Образцы должны быть представлены в тех количествах и при той температуре, которые им обычно свойственны в продаже или использовании.
Исключения допустимы, если нужно продемонстрировать отличное качество, недостатки или неудовлетворительное состояние.
Нужно внимательно следить за тем, чтобы восприятие не притуплялось в результате тестирования большого количества образцов.
В таблице 9 приведены примеры веществ, которые можно использовать на данном этапе обучения. Если возможно, следует выбрать раздражители, связанные с теми продуктами, которые планируется подвергнуть анализу.
Таблица 9 - Примеры веществ, которые можно использовать при подготовке по определению и распознаванию
N | Рекомендуемые вещества | Описание |
1 | Вещества, приведенные в таблице 2 | - |
2 | Продукты, приведенные в таблице 4 | - |
3 | Сахарин (100 мг/дм) | Сладкий |
4 | Сульфат хинина (0,20 г/дм) | Горький |
5 | Грейпфрутовый сок | Горький, вяжущий, грейпфрутовый |
6 | Яблочный сок | Сладкий, фруктовый, яблочный |
7 | Сливовый сок | Сливовый, горький, вяжущий |
8 | Холодный чай | Чай |
9 | Сахароза (10 г/дм; 5 г/дм; 1 г/дм; 0,1 г/дм) | Сладкий |
10 | Цис-3-Гексен-1-ол (15 мг/дм) | Травяной |
11 | Бензилацетат (10 мг/л) | Миндаль |
12 | Пункты 4-7 с различным содержанием сахарозы (см. раздел 9) | Интенсивность сладкого вкуса |
13 | Винная кислота (0,3 г/л) плюс гексанол (30 мг/дм), винная кислота (0,7 г/дм) плюс гексанол (15 мг/дм) | Интенсивность вяжущего вкуса |
14 | Желтый напиток с апельсиновым вкусом; оранжевый напиток с апельсиновым вкусом; желтый напиток с лимонным вкусом | Апельсин и лимон |
15 | Последовательно: кофеин (0,8 г/дм), винная кислота (0,4 г/дм) и сахароза (5 г/дм) | Горький, вяжущий, сладкий |
16 | Последовательно: кофеин (0,8 г/дм), сахароза (5 г/дм), кофеин (1,6 г/дм), и сахароза (1,5 г/дм) | Горький, сладкий, горький, сладкий |