4.1 Выбор технических решений по обеспечению безопасности в тоннеле
4.1.1 Технические решения по обеспечению безопасности, применяемые в конструкции автомобильных тоннелей, должны быть основаны на систематическом учете всех аспектов системы, включающей инфраструктуру, эксплуатацию, пользователей тоннелей и транспортные средства.
4.1.2 При выборе технических решений по обеспечению безопасности, применяемых в конструкции автомобильных тоннелей, следует принимать в расчет следующие факторы:
- длина тоннеля;
- число стволов;
- число полос движения;
- габариты приближения тоннеля;
_______________
Определение к данному термину установлено в ГОСТ 24451-80.
- расположение тоннеля в плане и профиле;
- тип конструкции;
- одностороннее или двухстороннее движение транспорта в стволе тоннеля;
- интенсивность движения в стволе тоннеля (включая распределение по времени суток и сезонное распределение);
- риск возникновения заторов и пробок;
- время прибытия аварийных служб;
- наличие и доля тяжелого грузового транспорта максимальной массой свыше 3,5 т в составе транспортного потока;
- наличие и доля маршрутного пассажирского транспорта в составе транспортного потока;
- наличие, доля в составе транспортного потока и виды перевозок опасных грузов, для реконструируемых тоннелей - категория тоннеля согласно [1];
- характеристики подъездных дорог;
- ширина полосы движения;
- топографические, инженерно-геологические и метеорологические условия.
4.1.3 В том случае, когда тоннель имеет особые характеристики в отношении вышеперечисленных параметров, следует проводить анализ рисков с учетом утвержденной методологии. При проведении анализа рисков исходят из возможных аварийных ситуаций, которые напрямую влияют на безопасность людей в конкретном тоннеле и которые могут быть на стадии эксплуатации, а также из природы и значимости последствий таких ситуаций. При проведении анализа рисков следует учитывать все особенности конструкции тоннеля, условия движения в тоннеле в аспекте их влияния на безопасность, длину тоннеля и его геометрию (габариты приближения тоннеля и его расположение в плане и профиле), а также прогнозируемый объем перевозок опасных грузов по тоннелю или категорию тоннеля.
При оценке рисков рекомендуется использовать элементы анализа и оценки рисков, приведенные в приложении А.
4.1.4 Отступления от изложенных ниже минимальных технических требований по обеспечению безопасности, применяемых к конструкции автомобильных тоннелей, следует сопровождать предложением альтернативных мер, обеспечивающих эквивалентный уровень безопасности на основе проведения анализа рисков.
Примечание - В том случае, когда доля тяжелого грузового транспорта максимальной массой свыше 3,5 т в составе транспортного потока по тоннелю превышает 15%, при наличии в составе транспортного потока пассажирских маршрутных транспортных средств, а также в том случае, когда сезонная среднесуточная интенсивность движения существенно превышает среднесуточную годовую интенсивность движения, должен быть проведен анализ дополнительных рисков, результаты которого должны быть отражены в повышении параметра интенсивности движения в тоннеле для применения перечисляемых ниже адекватных мер безопасности в конструкции тоннеля.
4.1.5 В любом случае отступления не должны затрагивать требований по применению таких мер безопасности в конструкции тоннеля, как безопасные зоны, площадки для аварийной остановки для новых тоннелей, технические средства организации дорожного движения (дорожные знаки и сигналы), эвакуационные выходы, аварийное освещение, системы наблюдения, радиотрансляция (в том случае, когда она требуется).
4.2 Минимальные требования к элементам безопасности тоннеля
4.2.1 Число стволов и полос движения