Статус документа
Статус документа

ГОСТ Р 56521-2015 Тоннели автомобильные. Требования безопасности (Переиздание)

     3 Термины и определения


В настоящем стандарте применены термины по ГОСТ Р 51897, а также следующие термины с соответствующими определениями:

3.1 безопасность автомобильного тоннеля: Состояние защищенности конструкций и обустройств тоннеля, а также транспортных средств с находящимися в них людьми и персонала, обслуживающего тоннель, от негативных воздействий природных (землетрясения, наводнения, экстремальные климатические условия), техногенных (сверхнормативная загазованность, пожар, затопление, террористические угрозы) и организационных (неправильные действия персонала по обслуживанию тоннеля или ликвидации аварийной ситуации, неправильные действия отдельных участников дорожного движения) факторов.

3.2 площадка для аварийной остановки: Расширение проезжей части, предназначенное для экстренной остановки транспортных средств.

3.3 аварийная полоса: Дополнительная полоса на проезжей части, предназначенная только для вынужденной остановки транспортных средств.

3.4 аварийный пост: Выделенное место в транспортной зоне тоннеля для размещения огнетушителей и телефона аварийной связи.

3.5 эвакуационный выход: Элемент конструкции тоннеля, ведущий наружу или в безопасную зону, позволяющий людям, находящимся в тоннеле, покинуть его пешим ходом, а также обеспечить проход в тоннель аварийных и спасательных служб.

3.6 интенсивность движения: Рассчитанное за годичный период среднесуточное количество транспортных средств, перемещающихся по одной полосе движения.

Примечание - В целях расчета за единицу принимают каждое механическое транспортное средство.

3.7 мощность пожара: Количество теплоты, выделяемой при пожаре, в единицу времени.

Примечание - Мощность пожара измеряется в мегаваттах.

3.8 поперечная система вентиляции тоннеля: Система вентиляции, при которой воздух подается в тоннель и удаляется из него по выработкам, расположенным параллельно тоннелю (или по вентиляционным каналам, расположенным в самом тоннеле над или под его проезжей частью), при этом непосредственно в транспортную зону тоннеля воздух поступает и удаляется из нее по поперечным каналам-сбойкам (или через вентиляционные клапаны, сообщающие вентиляционные каналы, расположенные в самом тоннеле, с его транспортной зоной).

Примечание - Обычно поперечная система вентиляции предполагает подачу свежего воздуха в транспортную зону тоннеля и удаление из этой зоны загрязненного воздуха по поперечным каналам, размещаемым через каждые 4-6 м по длине тоннеля.

3.9 полупоперечная система вентиляции тоннеля: Система вентиляции, при которой свежий воздух подается в тоннель через порталы, а загрязненный воздух удаляется на поверхность по одной или нескольким выработкам, расположенным параллельно тоннелю и связанным с его транспортной зоной поперечными каналами-сбойками (или по вентиляционным каналам, расположенным в самом тоннеле и связанным с его транспортной зоной посредством вентиляционных клапанов).

Примечание - Полупоперечная система вентиляции в случае необходимости предусматривает использование реверсивного режима, при котором организованное движение воздуха в системе меняется на противоположное. При этом одни и те же вентиляционные каналы (воздуховоды) используют как для организации вентиляции тоннеля в нормальных условиях, так и для вытяжки дыма в случае пожара.

3.10 портал: Архитектурно оформленный въезд и выезд из тоннеля.

3.11 продольная система вентиляции тоннеля: Система вентиляции, при которой воздух подается в тоннель и удаляется из него исключительно за счет организации продольного потока воздуха по всему сечению тоннеля.

Примечание - Продольная система вентиляции тоннеля в общем случае предполагает организацию поступления в него свежего воздуха через один из его порталов и выход загрязненного воздуха через противоположный портал. Однако длинный тоннель может быть разбит на отдельные участки, ограниченные его порталами и отдельными вентиляционными шахтами. В этом случае система вентиляции тоннеля также относится к продольной, так как в пределах каждого из таких участков воздухообмен организуется исключительно за счет организации продольного потока воздуха по всему сечению тоннеля.

3.12 безопасная зона: Подземная выработка рядом с тоннелем (камера, сбойка, штольня, другой тоннель и др.), в которой люди защищены от воздействия опасных факторов пожара, оснащенная средствами связи и пожаротушения и предназначенная для укрытия и/или эвакуации людей в экстренных случаях.