Профессиональные справочные системы
для специалистов строительной отрасли

ГОСТ Р 56521-2015

     

НАЦИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ТОННЕЛИ АВТОМОБИЛЬНЫЕ

Требования безопасности

Road transport tunnels. Safety requirements



ОКС 93.060

Дата введения 2016-01-01

     

Предисловие

1 РАЗРАБОТАН Федеральным государственным унитарным предприятием "Всероссийский научно-исследовательский институт стандартизации и сертификации в машиностроении" (ВНИИНМАШ)

2 ВНЕСЕН Техническим комитетом по стандартизации ТК 418 "Дорожное хозяйство"

3 УТВЕРЖДЕН И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 21 июля 2015 г. N 913-ст

4 ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ

5 ПЕРЕИЗДАНИЕ. Сентябрь 2019 г.


Правила применения настоящего стандарта установлены в статье 26 Федерального закона от 29 июня 2015 г. N 162-ФЗ "О стандартизации в Российской Федерации". Информация об изменениях к настоящему стандарту публикуется в ежегодном (по состоянию на 1 января текущего года) информационном указателе "Национальные стандарты", а официальный текст изменений и поправок - в ежемесячном информационном указателе "Национальные стандарты". В случае пересмотра (замены) или отмены настоящего стандарта соответствующее уведомление будет опубликовано в ближайшем выпуске ежемесячного информационного указателя "Национальные стандарты". Соответствующая информация, уведомление и тексты размещаются также в информационной системе общего пользования - на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет (www.gost.ru)

     1 Область применения


Настоящий стандарт устанавливает требования к конструкции и оборудованию проектируемых и реконструируемых тоннелей автомобильных дорог общего пользования длиной более 500 м в целях обеспечения безопасности при использовании и обслуживании.

Стандарт не распространяется на требования к инженерным изысканиям, расчетам, материалам, строительству, а также к правилам эксплуатации тоннелей.

     2 Нормативные ссылки


В настоящем стандарте использованы нормативные ссылки на следующие стандарты и документы:

ГОСТ 12.4.026 Система стандартов безопасности труда. Цвета сигнальные, знаки безопасности и разметка сигнальная. Назначение и правила применения. Общие технические требования и характеристики. Методы испытаний

ГОСТ Р 51256 Технические средства организации дорожного движения. Разметка дорожная. Классификация. Технические требования

ГОСТ Р 51897/Руководство ИСО 73:2009 Менеджмент риска. Термины и определения

ГОСТ Р 52282 Технические средства организации дорожного движения. Светофоры дорожные. Типы и основные параметры. Общие технические требования. Методы испытаний

ГОСТ Р 52290-2004 Технические средства организации дорожного движения. Знаки дорожные. Общие технические требования

СП 52.13330 "СНиП 23-05-95. Естественное и искусственное освещение"

СП 122.13330 "СНиП 32-04-97. Тоннели железнодорожные и автодорожные"

Примечание - При пользовании настоящим стандартом целесообразно проверить действие ссылочных стандартов в информационной системе общего пользования - на официальном сайте национального органа Российской Федерации по стандартизации в сети Интернет или по ежегодному информационному указателю "Национальные стандарты", который опубликован по состоянию на 1 января текущего года, и по выпускам ежемесячного информационного указателя "Национальные стандарты" за текущий год. Если заменен ссылочный стандарт, на который дана недатированная ссылка, то рекомендуется использовать действующую версию этого стандарта с учетом всех внесенных в данную версию изменений. Если заменен ссылочный стандарт, на который дана датированная ссылка, то рекомендуется использовать версию этого стандарта с указанным выше годом утверждения (принятия). Если после утверждения настоящего стандарта в ссылочный стандарт, на который дана датированная ссылка, внесено изменение, затрагивающее положение, на которое дана ссылка, то это положение рекомендуется применять без учета данного изменения. Если ссылочный стандарт отменен без замены, то положение, в котором дана ссылка на него, рекомендуется принять в части, не затрагивающей эту ссылку. Действие сводов правил целесообразно проверить в Федеральном информационном фонде технических регламентов и стандартов.

     3 Термины и определения


В настоящем стандарте применены термины по ГОСТ Р 51897, а также следующие термины с соответствующими определениями:

3.1 безопасность автомобильного тоннеля: Состояние защищенности конструкций и обустройств тоннеля, а также транспортных средств с находящимися в них людьми и персонала, обслуживающего тоннель, от негативных воздействий природных (землетрясения, наводнения, экстремальные климатические условия), техногенных (сверхнормативная загазованность, пожар, затопление, террористические угрозы) и организационных (неправильные действия персонала по обслуживанию тоннеля или ликвидации аварийной ситуации, неправильные действия отдельных участников дорожного движения) факторов.

3.2 площадка для аварийной остановки: Расширение проезжей части, предназначенное для экстренной остановки транспортных средств.

3.3 аварийная полоса: Дополнительная полоса на проезжей части, предназначенная только для вынужденной остановки транспортных средств.

3.4 аварийный пост: Выделенное место в транспортной зоне тоннеля для размещения огнетушителей и телефона аварийной связи.

3.5 эвакуационный выход: Элемент конструкции тоннеля, ведущий наружу или в безопасную зону, позволяющий людям, находящимся в тоннеле, покинуть его пешим ходом, а также обеспечить проход в тоннель аварийных и спасательных служб.

3.6 интенсивность движения: Рассчитанное за годичный период среднесуточное количество транспортных средств, перемещающихся по одной полосе движения.

Примечание - В целях расчета за единицу принимают каждое механическое транспортное средство.

3.7 мощность пожара: Количество теплоты, выделяемой при пожаре, в единицу времени.

Примечание - Мощность пожара измеряется в мегаваттах.

3.8 поперечная система вентиляции тоннеля: Система вентиляции, при которой воздух подается в тоннель и удаляется из него по выработкам, расположенным параллельно тоннелю (или по вентиляционным каналам, расположенным в самом тоннеле над или под его проезжей частью), при этом непосредственно в транспортную зону тоннеля воздух поступает и удаляется из нее по поперечным каналам-сбойкам (или через вентиляционные клапаны, сообщающие вентиляционные каналы, расположенные в самом тоннеле, с его транспортной зоной).

Примечание - Обычно поперечная система вентиляции предполагает подачу свежего воздуха в транспортную зону тоннеля и удаление из этой зоны загрязненного воздуха по поперечным каналам, размещаемым через каждые 4-6 м по длине тоннеля.

3.9 полупоперечная система вентиляции тоннеля: Система вентиляции, при которой свежий воздух подается в тоннель через порталы, а загрязненный воздух удаляется на поверхность по одной или нескольким выработкам, расположенным параллельно тоннелю и связанным с его транспортной зоной поперечными каналами-сбойками (или по вентиляционным каналам, расположенным в самом тоннеле и связанным с его транспортной зоной посредством вентиляционных клапанов).

Примечание - Полупоперечная система вентиляции в случае необходимости предусматривает использование реверсивного режима, при котором организованное движение воздуха в системе меняется на противоположное. При этом одни и те же вентиляционные каналы (воздуховоды) используют как для организации вентиляции тоннеля в нормальных условиях, так и для вытяжки дыма в случае пожара.

3.10 портал: Архитектурно оформленный въезд и выезд из тоннеля.

3.11 продольная система вентиляции тоннеля: Система вентиляции, при которой воздух подается в тоннель и удаляется из него исключительно за счет организации продольного потока воздуха по всему сечению тоннеля.

Примечание - Продольная система вентиляции тоннеля в общем случае предполагает организацию поступления в него свежего воздуха через один из его порталов и выход загрязненного воздуха через противоположный портал. Однако длинный тоннель может быть разбит на отдельные участки, ограниченные его порталами и отдельными вентиляционными шахтами. В этом случае система вентиляции тоннеля также относится к продольной, так как в пределах каждого из таких участков воздухообмен организуется исключительно за счет организации продольного потока воздуха по всему сечению тоннеля.

3.12 безопасная зона: Подземная выработка рядом с тоннелем (камера, сбойка, штольня, другой тоннель и др.), в которой люди защищены от воздействия опасных факторов пожара, оснащенная средствами связи и пожаротушения и предназначенная для укрытия и/или эвакуации людей в экстренных случаях.

     4 Технические требования

    4.1 Выбор технических решений по обеспечению безопасности в тоннеле

4.1.1 Технические решения по обеспечению безопасности, применяемые в конструкции автомобильных тоннелей, должны быть основаны на систематическом учете всех аспектов системы, включающей инфраструктуру, эксплуатацию, пользователей тоннелей и транспортные средства.

4.1.2 При выборе технических решений по обеспечению безопасности, применяемых в конструкции автомобильных тоннелей, следует принимать в расчет следующие факторы:

- длина тоннеля;

- число стволов;

- число полос движения;

- габариты приближения тоннеля;

_______________

Определение к данному термину установлено в ГОСТ 24451-80.


- расположение тоннеля в плане и профиле;

- тип конструкции;

- одностороннее или двухстороннее движение транспорта в стволе тоннеля;

- интенсивность движения в стволе тоннеля (включая распределение по времени суток и сезонное распределение);

- риск возникновения заторов и пробок;

- время прибытия аварийных служб;

- наличие и доля тяжелого грузового транспорта максимальной массой свыше 3,5 т в составе транспортного потока;

- наличие и доля маршрутного пассажирского транспорта в составе транспортного потока;

- наличие, доля в составе транспортного потока и виды перевозок опасных грузов, для реконструируемых тоннелей - категория тоннеля согласно [1];

- характеристики подъездных дорог;

- ширина полосы движения;

- топографические, инженерно-геологические и метеорологические условия.

4.1.3 В том случае, когда тоннель имеет особые характеристики в отношении вышеперечисленных параметров, следует проводить анализ рисков с учетом утвержденной методологии. При проведении анализа рисков исходят из возможных аварийных ситуаций, которые напрямую влияют на безопасность людей в конкретном тоннеле и которые могут быть на стадии эксплуатации, а также из природы и значимости последствий таких ситуаций. При проведении анализа рисков следует учитывать все особенности конструкции тоннеля, условия движения в тоннеле в аспекте их влияния на безопасность, длину тоннеля и его геометрию (габариты приближения тоннеля и его расположение в плане и профиле), а также прогнозируемый объем перевозок опасных грузов по тоннелю или категорию тоннеля.

При оценке рисков рекомендуется использовать элементы анализа и оценки рисков, приведенные в приложении А.

4.1.4 Отступления от изложенных ниже минимальных технических требований по обеспечению безопасности, применяемых к конструкции автомобильных тоннелей, следует сопровождать предложением альтернативных мер, обеспечивающих эквивалентный уровень безопасности на основе проведения анализа рисков.

Примечание - В том случае, когда доля тяжелого грузового транспорта максимальной массой свыше 3,5 т в составе транспортного потока по тоннелю превышает 15%, при наличии в составе транспортного потока пассажирских маршрутных транспортных средств, а также в том случае, когда сезонная среднесуточная интенсивность движения существенно превышает среднесуточную годовую интенсивность движения, должен быть проведен анализ дополнительных рисков, результаты которого должны быть отражены в повышении параметра интенсивности движения в тоннеле для применения перечисляемых ниже адекватных мер безопасности в конструкции тоннеля.

4.1.5 В любом случае отступления не должны затрагивать требований по применению таких мер безопасности в конструкции тоннеля, как безопасные зоны, площадки для аварийной остановки для новых тоннелей, технические средства организации дорожного движения (дорожные знаки и сигналы), эвакуационные выходы, аварийное освещение, системы наблюдения, радиотрансляция (в том случае, когда она требуется).

    4.2 Минимальные требования к элементам безопасности тоннеля

4.2.1 Число стволов и полос движения

4.2.1.1 В качестве основных критериев для решения о постройке тоннеля с одним или двумя стволами принимают прогнозируемую интенсивность движения и безопасность с учетом таких аспектов, как доля тяжелого грузового транспорта в составе транспортного потока, наличие в составе транспортного потока пассажирских маршрутных транспортных средств, продольный уклон и длина тоннеля.

4.2.1.2 Во всех случаях, когда на стадии проектирования прогноз на срок до 15 лет показывает, что интенсивность движения превысит 10000 автомобилей в сутки на полосу движения, в тот момент, когда эта интенсивность будет превышена, должен функционировать тоннель с двумя стволами и односторонним движением по каждому стволу.

4.2.1.3 За исключением аварийной полосы движения (при наличии), число полос движения на въезде в тоннель, в тоннеле и на выезде из тоннеля должно быть одинаковым. Любые изменения в числе полос движения могут иметь место при достаточной дистанции до въездного портала тоннеля. Эта дистанция должна по крайней мере соответствовать расстоянию, которое транспортное средство проходит за 10 с при разрешенной максимальной скорости на данном участке дороги. В том случае, если сложная топографическая и инженерно-геологическая ситуация препятствует этому, должны быть приняты дополнительные (например, установка соответствующих дорожных знаков) или усилены существующие (например, снижение максимальной разрешенной скорости движения) меры для обеспечения безопасности.

4.2.2 Геометрия тоннеля

4.2.2.1 Во всех вновь проектируемых тоннелях продольный уклон не должен превышать 40‰. В случае сложных топографических и инженерно-геологических условий, делающих выполнение этого требования невозможным, допускается увеличение продольного уклона до 60‰.

4.2.2.2 В тоннелях с продольным уклоном свыше 30‰ на основе анализа рисков должны быть приняты дополнительные (например, исключающие образование гололеда в холодное время года) или усилены существующие (например, снижение максимальной разрешенной скорости движения) меры для обеспечения безопасности.