ГОСТ Р 56420.1-2015
(ИСО 25745-1:2012)
НАЦИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ЛИФТЫ, ЭСКАЛАТОРЫ И КОНВЕЙЕРЫ ПАССАЖИРСКИЕ
Энергетические характеристики
Часть 1
Измерение и контрольные проверки
Lifts, escalators and moving walks. Energy characteristics. Part 1. Measurement and verification
ОКС 91.140.90
ОКП 48 3600
Дата введения 2016-01-01
1 ПОДГОТОВЛЕН Некоммерческим партнерством "Российское лифтовое объединение", Открытым акционерным обществом "Щербинский лифтостроительный завод" на основе собственного аутентичного перевода на русский язык международного стандарта, указанного в пункте 4
2 ВНЕСЕН Техническим комитетом по стандартизации ТК 209 "Лифты, эскалаторы, пассажирские конвейеры и подъемные платформы для инвалидов"
3 УТВЕРЖДЕН И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 5 июня 2015 г. N 560-ст
(Поправка*. ИУС N 4-2016).
_________________________
* См. ярлык "Примечания".
4 Настоящий стандарт является модифицированным по отношению к международному стандарту ИСО 25745-1:2012* "Энергетическая эффективность лифтов, эскалаторов и пассажирских конвейеров. Часть 1. Энергетические измерения и верификация" (ISO 25745-1:2012 "Energy performance of lifts, escalators and moving walks - Part 1: Energy measurement and verification"). При этом дополнительные положения и требования, включенные в текст стандарта для учета потребностей национальной экономики Российской Федерации, выделены курсивом**.
________________
* Доступ к международным и зарубежным документам, упомянутым в тексте, можно получить, обратившись в Службу поддержки пользователей.
** В оригинале обозначения и номера стандартов и нормативных документов в разделе "Предисловие" приводятся обычным шрифтом, кроме отмеченного знаком "**"; остальные по тексту документа выделены курсивом. - Примечания изготовителя базы данных.
Наименование настоящего стандарта изменено относительно наименования указанного международного стандарта для приведения в соответствие с ГОСТ Р 1.5-2012 (пункт 3.5)
5 Настоящий стандарт может быть применен на добровольной основе для соблюдения требований технического регламента Таможенного союза "Безопасность лифтов"
6 ВЗАМЕН ГОСТ Р 54764-2011 в части методов измерений и контрольных проверок
Правила применения настоящего стандарта установлены в ГОСТ Р 1.0-2012** (раздел 8). Информация об изменениях к настоящему стандарту публикуется в ежегодном (по состоянию на 1 января текущего года) информационном указателе "Национальные стандарты", а официальный текст изменений и поправок - в ежемесячном информационном указателе "Национальные стандарты". В случае пересмотра (замены) или отмены настоящего стандарта соответствующее уведомление будет опубликовано в ближайшем выпуске ежемесячного информационного указателя "Национальные стандарты". Соответствующая информация, уведомление и тексты размещаются также в информационной системе общего пользования - на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет (www.gost.ru)
ВНЕСЕНА поправка, опубликованная в ИУС N 4, 2016 год, N 5, 2016 год
Поправка внесена изготовителем базы данных
Настоящий стандарт является модифицированным по отношению к международному стандарту ИСО 25745-1:2012 "Энергетическая эффективность лифтов, эскалаторов и пассажирских конвейеров. Часть 1. Энергетические измерения и верификация" и разработан взамен ГОСТ Р 54764-2011 "Лифты и эскалаторы. Энергетическая эффективность" в части способов определения энергопотребления лифтов, эскалаторов и пассажирских конвейеров и порядка выполнения измерений показателей энергопотребления.
Настоящий стандарт является первой частью серии стандартов в области энергетических характеристик лифтов, эскалаторов и пассажирских конвейеров, в которую входят:
- ГОСТ Р 56420.2-2015 (ИСО 25745-2:2015) "Лифты, эскалаторы и конвейеры пассажирские. Энергетические характеристики. Часть 2. Расчет энергопотребления и классификация энергетической эффективности лифтов"
- ГОСТ Р 56420.3-2015 (ИСО 25745-3:2015) "Лифты, эскалаторы и конвейеры пассажирские. Энергетические характеристики. Часть 3. Расчет энергопотребления и классификация энергетической эффективности эскалаторов и пассажирских конвейеров".
Настоящий стандарт был разработан в ответ на быстро растущую потребность в обеспечении рационального и наиболее эффективного использования энергии. Настоящий стандарт устанавливает:
a) способ измерения реального потребления энергии лифтом, эскалатором или пассажирским конвейером,
b) доступный и простой способ периодического определения потребления энергии находящимися в эксплуатации лифтами, эскалаторами или пассажирскими конвейерами и ее сравнения с потреблением энергии в начале эксплуатации.
Настоящий стандарт может быть использован:
- при прогнозировании потребления электроэнергии в здании;
- при проведении контроля потребления электроэнергии в здании;
- изготовителями, монтажными и сервисными организациями и компаниями, осуществляющими изготовление и техническое обслуживание лифтов, эскалаторов и пассажирских конвейеров;
- организациями, выполняющими работы по определению энергетической эффективности и периодическому контролю энергопотребления лифтов, эскалаторов и пассажирских конвейеров.
Общее потребление энергии в течение всего жизненного цикла лифтов, эскалаторов и пассажирских конвейеров складывается из энергии, расходуемой при изготовлении, монтаже, эксплуатации и утилизации лифтов, эскалаторов и пассажирских конвейеров. Однако, целью настоящего стандарта является определение энергопотребления лифта, эскалатора или пассажирского конвейера перед выпуском в обращение, при вводе в эксплуатацию на объекте установки, в период эксплуатации.
1.1 Настоящий стандарт устанавливает методы измерения реального энергопотребления лифтов, эскалаторов и пассажирских конвейеров для единичного изделия, а также методы осуществления периодических контрольных проверок потребляемой электроэнергии на лифтах, эскалаторах и пассажирских конвейерах на стадии эксплуатации.
1.2 Настоящий стандарт распространяется на лифты, эскалаторы и пассажирские конвейеры, выпускаемые в обращение, перед вводом в эксплуатацию, а также в период эксплуатации.
1.3 Настоящий стандарт не распространяется на следующие аспекты энергопотребления лифта:
a) освещение в шахте;
b) обогревающее и охлаждающее оборудование в кабине лифта;
c) освещение в машинном помещении;
d) обогрев, вентиляцию и кондиционирование воздуха в машинном помещении;
e) находящиеся вне кабины лифта системы отображения информации, телевизионные камеры системы безопасности и т.п.;
f) находящиеся вне лифта мониторинговые системы (системы управления зданием и т.п.);
g) потребление энергии через розетки электропитания, установленные в лифте.
Настоящий стандарт не учитывает влияние систем группового управления лифтами на энергопотребление лифтов в здании.
1.4 Настоящий стандарт не распространяется на следующие аспекты энергопотребления эскалаторов и пассажирских конвейеров:
a) освещение за исключением освещения плит гребенок, просветов между ступенями и ламп индикации направления движения;
b) обогрев и охлаждение;
c) устройства аварийной сигнализации и оборудование аварийных батарейных источников питания и т.п.
В настоящем стандарте использованы нормативные ссылки на следующие стандарты:
ГОСТ Р 53780-2010 (ЕН 81-1:1998, ЕН 81-2:1998) Лифты. Общие требования безопасности к устройству и установке (ЕН 81-1:1998 "Правила безопасности по устройству и установке лифтов. Часть 1. Лифты электрические, ЕН 81-2:1998 "Правила безопасности по устройству и установке лифтов. Часть 2. Лифты гидравлические", MOD)
ГОСТ Р 54765-2011 (EH 115-1:2010) Эскалаторы и пассажирские конвейеры. Требования безопасности к устройству и установке (ЕН 115-1:2010 "Безопасность эскалаторов и пассажирских конвейеров. Часть 1. Устройство и установка", MOD)
Примечание - При пользовании настоящим стандартом целесообразно проверить действие ссылочных стандартов в информационной системе общего пользования - на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет или по ежегодному информационному указателю "Национальные стандарты", который опубликован по состоянию на 1 января текущего года, и по выпускам ежемесячного информационного указателя "Национальные стандарты" за текущий год. Если заменен ссылочный стандарт, на который дана недатированная ссылка, то рекомендуется использовать действующую версию этого стандарта с учетом всех внесенных в данную версию изменений. Если заменен ссылочный стандарт, на который дана датированная ссылка, то рекомендуется использовать версию этого стандарта с указанным выше годом утверждения (принятия). Если после утверждения настоящего стандарта в ссылочный стандарт, на который дана датированная ссылка, внесено изменение, затрагивающее положение, на которое дана ссылка, то это положение рекомендуется применять без учета данного изменения. Если ссылочный стандарт отменен без замены, то положение, в котором дана ссылка на него, рекомендуется принять в части, не затрагивающей эту ссылку.
В настоящем стандарте применены термины по ГОСТ Р 53780, ГОСТ Р 54765, а также следующие термины с соответствующими определениями:
3.1 вспомогательный ток: Ток, текущий по вспомогательной сети (сетям) через вспомогательное вводное устройство.
3.2 вспомогательное энергопотребление: Энергия, потребляемая вспомогательным оборудованием.
3.3 вспомогательное оборудование: Оборудование, выполняющее вспомогательные функции: освещение в кабине, вентиляцию в кабине, переговорное устройство и диспетчерскую связь, аварийные батарейные источники питания и т.п.
3.4 вспомогательная контактная точка: Место, в котором производится подключение оборудования для измерения вспомогательной мощности, и которая расположена на выходной стороне вводного устройства вспомогательного оборудования лифта, эскалатора или пассажирского конвейера.
3.5 режим автоматического пуска: Состояние, в котором эскалатор или пассажирский конвейер остается неподвижным с поданным на него электропитанием, и может начать движение автоматически при обнаружении пассажира датчиком системы управления.
3.6 энергопотребление: Мощность, потребляемая за определенный период.
3.7 оборудование для измерения энергопотребления: Средство измерения (СИ), предназначенное или примененное для измерения энергопотребления.
3.8 режим ожидания первого уровня: Состояние, при котором лифт остается неподвижным на этаже после поездки перед переходом в режим ожидания второго уровня.
3.9 режим работы под нагрузкой (рабочий режим): Движение эскалатора или пассажирского конвейера при транспортировании пассажиров.
3.10 контрольная точка для измерения основной мощности: Место, в котором производится подключение измерительного оборудования для измерения основной мощности, и которая расположена на выходной стороне вводного устройства лифта, эскалатора или пассажирского конвейера.
3.11 режим движения без нагрузки (холостой режим): Движение эскалатора или пассажирского конвейера с номинальной скоростью без пассажиров.
3.12 номинальная скорость эскалатора и пассажирского конвейера: Скорость движения ступеней, ленты, пластин при работе без нагрузки, установленная изготовителем как скорость, на которую эскалатор был спроектирован.
3.13 номинальная скорость лифта: Скорость движения кабины лифта, на которую рассчитан лифт.
3.14 базовый цикл движения лифта: Цикл движения кабины лифта, во время которого порожняя кабина движется с крайнего нижнего этажа к крайнему верхнему этажу и затем к крайнему нижнему этажу, включая два полных цикла работы дверей.
3.15 рабочий ток: Ток, потребляемый лифтом, когда он достигает номинальной скорости движения кабины либо вверх, либо вниз.
3.16 режим малой скорости: Движение эскалатора или пассажирского конвейера с малой скоростью без нагрузки.
3.17 режим ожидания второго и последующих уровней: Состояние, в котором лифт переходит из режима ожидания первого уровня и имеет уменьшенную потребляемую мощность, установленную для этого конкретного лифта.
3.18 режим ожидания эскалатора или пассажирского конвейера: Состояние, при котором эскалатор или пассажирский конвейер остается неподвижным с поданным на него электропитанием, и может быть приведен в движение обслуживающим персоналом.
Примечание - Могут присутствовать другие электрические нагрузки, не связанные с эскалатором или пассажирским конвейером, которые не должны учитываться.
3.19 ток в режиме ожидания: Ток, потребляемый лифтом, находящимся в режиме ожидания.
Примечание 1 - Применительно к изделиям с системами рекуперации электроэнергии измерения на лифте, эскалаторе или пассажирском конвейере должны выполняться при работе основного источника электропитания при отключенной системе рекуперации.
Примечание 2 - При отключении резервного питания необходимо позаботиться о том, чтобы в режиме ожидания не снижался общий уровень безопасности.