Статус документа
Статус документа

ГОСТ 33166.5-2014 Краны грузоподъемные. Требования к механизмам. Часть 5. Краны мостовые и козловые (с Поправкой)

     4 Требования к механизмам


Общие требования к механизмам установлены ГОСТ 33166.1. Специальные требования к механизмам металлургических и специальных мостовых кранов установлены ГОСТ 33171.

4.1 Требования к механизмам подъема груза

4.1.1 Выбор режима работы механизмов осуществляется в соответствии с ГОСТ 25835.

4.1.2 Механизмы подъема груза должны обеспечивать опускание груза при работе крана только двигателем.

4.1.3 Конструкцией крана может быть предусмотрено свободное опускание груза. Данный режим должен быть организован таким образом, чтобы тормоза накладывались автоматически. Растормаживание должно происходить только при непрерывном воздействии оператора крана (крановщика) на соответствующий орган управления (например, педаль). Орган управления должен быть устроен так, чтобы случайное растормаживание было исключено.

_______________

Свободное опускание груза может быть запрещено национальными требованиями безопасности государств, упомянутых в предисловии как проголосовавших за принятие межгосударственного стандарта.

4.1.4 В случае использования гидроцилиндра в механизме подъема груза обратные клапаны (или другие устройства, выполняющие их функции) должны быть встроены в гидроцилиндр в целях предотвращения падения груза при отказе гидравлической системы.

4.1.5 Конструкция тормозов должна обеспечивать компенсацию износа тормозных элементов (дисков, колодок и т.п.).

4.1.6 Управляемые тормоза рекомендуется использовать для повышения точности установки опускаемого груза и уменьшения нагрузок на тормоз.

4.1.7 При использовании управляемых тормозов, в конструкции должно быть предусмотрено устройство для автоматической остановки груза в случае неисправности системы управления тормозом.

4.1.8 При управлении тормозом при помощи педали, ее конструкция должна обеспечить невозможность соскальзывания ноги оператора. При прекращении воздействия на педаль должна произойти автоматическая остановка груза.

4.1.9 Управляемые тормоза должны обеспечивать остановку механизма при работе с номинальными грузами в пределах технической характеристики крана.

4.1.10 При полностью опущенном грузе на барабане должно оставаться:

- не менее пяти витков с учетом витков под прижимными планками - если конец каната на барабане закреплен при помощи прижимных планок и болтов (шпилек);

- не менее трех витков - если конец каната на барабане закреплен при помощи клинового зажима.

4.2 Двухлебедочные грейферные механизмы

4.2.1 При расчете элементов механизма следует учитывать постоянные частые, кратковременные перераспределения нагрузок между механизмами лебедок.

4.2.2 Конструкция механизма должна быть такой, чтобы была возможность проверки каждого тормоза каждой лебедки по отдельности.

4.3 Механизмы переключения скорости

4.3.1 Если конструкцией механизма подъема предусмотрено переключение скоростей подъема при помощи механических передач (например, отдельного редуктора или коробки скоростей), должен быть предусмотрен тормоз, способный удерживать груз во время процесса переключения скорости.

4.3.2 При дистанционном переключении скоростей система переключения должна быть интегрирована с системой защиты от перегрузки.

4.3.3 При ручном переключении скоростей изготовитель должен предусмотреть инструкции о действии тормозов, блокировок и допустимых нагрузках.

4.3.4 Если переключение скоростей производится осевым перемещением шестерен или муфтами, конструкция механизма должна исключать возможность подключения двигателя в промежуточном положении механизма переключения.

4.3.5 Если переключение скоростей производится посредством вращающейся муфты, допустимая нагрузка на механизм должна определяться автоматически. Переключение на более высокую скорость с нагрузкой, превышающей допустимую, должно быть исключено.

4.4 Требования безопасности