4.4.1 Общие требования
4.4.1.1 Должны быть предусмотрены средства для остановки каждого движения крана.
4.4.1.2 Рабочие тормоза должны обеспечивать остановку движения, несмотря на нагрев обкладок, с учетом:
- количества торможений в течение определенного периода;
- типа управления приводом;
- кинетической энергии всех вращающихся масс (например, ротора двигателя, тормозного шкива, муфты сцепления, валов передач и др.);
- кинетической энергии всех поступательно движущихся масс (например, массы груза, массы грузозахватных органов и приспособлений);
- разности потенциальной энергии опускаемого груза во время торможения;
- нагрузок при статических и динамических испытаниях;
- любого прерывания подачи энергии или аварийной остановки.
4.4.1.3 Конструкция системы управления должна исключать наложение тормозов при включенном приводе, кроме случая внезапной потери его мощности.
4.4.1.4 Аварийное торможение должно осуществляться автоматически при срабатывании защитных устройств. Аварийное торможение должно обеспечивать необходимую скорость замедления (в соответствии с требованиями к конструкции крана) при полной загрузке крана.
4.4.1.5 Усилие, прилагаемое к рукоятке или педали ручного тормоза должно соответствовать требованиям ГОСТ 27913.
4.4.1.6 У механизмов кранов червячная передача не может служить заменой тормоза.
4.4.1.7 В случае применения грузового замыкания тормоза, замыкающий груз должен быть укреплен на рычаге так, чтобы исключалась возможность его падения или произвольного смещения. В случае применения пружин замыкание тормоза должно производиться усилием сжатой пружины.
4.4.1.8 Если замыкание тормозов происходит под действием пружин, концы пружин должны быть закреплены, а сами пружины должны быть установлены так, чтобы предотвратить их изгиб и выпадение их отдельных частей при поломке.
4.4.1.9 При использовании витых пружин, при поломке пружины ее части не должны ввинчиваться одна в другую.
4.4.1.10 Конструкция тормозов должна обеспечивать компенсацию износа тормозных элементов (дисков, колодок и т.п.).
4.4.1.11 Конструкция тормоза должна позволять проверку износа тормозных обкладок без разборки механизма (кроме снятия кожухов). Должна предусматриваться возможность регулировки тормоза и замены тормозных обкладок. Крепление тормозных обкладок должно исключать его самопроизвольное ослабление. Приклепывание или наклейка обкладок должна производиться в соответствии с нормами, действующими на территории государств, упомянутых в предисловии как проголосовавших за принятие межгосударственного стандарта.
4.4.1.12 Колодочные, ленточные и дисковые тормоза сухого трения должны быть защищены от попадания грязи, влаги или масла на тормозной шкив (ленту, диск).
4.4.1.13 Обкладки тормозов всех типов кранов не должны содержать асбест.
4.4.1.14 Коэффициент трения тормозных обкладок не должен снижаться ниже расчетного во всех разрешенных условиях эксплуатации (включая нагрев обкладок) и окружающей среды.
4.4.1.15 В руководстве по эксплуатации должны быть указаны способы и интервалы проверки и обслуживания тормозов, а также критерии износа и замены обкладок.
4.4.2 Тормоза механизмов подъема и изменения вылета
4.4.2.1 Механизмы подъема груза и изменения вылета (подъема) стрелы должны быть снабжены тормозами нормально закрытого типа, автоматически размыкающимися при включении привода и имеющими неразмыкаемую кинематическую связь с барабанами. При отключении двигателей, в том числе, из-за отключения питания, тормоза должны накладываться автоматически.
4.4.2.2 Тормоза, используемые в механизмах подъема с грузовым барабаном должны иметь достаточный тормозной момент и термостойкость тормозных обкладок (допустимое теплорассеивание тормоза) для работы с номинальным грузом в соответствии с грузовыми характеристиками крана.
4.4.2.3 Тормоза механизма подъема должны автоматически удерживать номинальный груз, а также испытательный груз при проведении статических и динамических испытаний в любом положении груза по высоте в пределах технической характеристики крана.
4.4.2.4 Тормоз механизма подъема груза и стрелы крана должен обеспечивать тормозной момент с коэффициентом запаса торможения не менее 1,5.