Статус документа
Статус документа

ГОСТ 33200-2014 Оси колесных пар железнодорожного подвижного состава. Общие технические условия (с Поправкой)

6.1 Черновые оси

6.1.1 Черновые оси изготавливают из осевых заготовок по ГОСТ 4728, непосредственно из слитков или непрерывнолитых заготовок.

6.1.2 Черновые оси изготавливают методами горячего формообразования: свободной ковкой, штамповкой, винтовой прокаткой и радиально-ротационной ковкой.

6.1.3 Степень укова или обжатия металла при изготовлении черновых осей для колесных пар железнодорожного подвижного состава должна быть не менее 3, для колесных пар подвижного состава метрополитена - не менее 5.

6.1.4 Черновые оси допускается изготавливать с технологическим припуском для изготовления образцов, при этом диаметр припуска должен быть не менее диаметра шейки оси.

6.1.5 После формообразования черновые оси должны быть подвергнуты термической обработке - нормализации или нормализации с последующим отпуском. Все операции термической обработки следует осуществлять при автоматической регистрации ее режимов.

6.1.6 Механические свойства термообработанных черновых осей из стали по ГОСТ 4728 должны соответствовать значениям, указанным в таблице 3.


Таблица 3 - Механические свойства стали черновых осей

Временное сопротивление разрыву , Н/мм

Предел текучести , Н/мм

Относительное удлинение ,%

Ударная вязкость KCU при 20°С, Дж/см

не менее

Среднее значение, не менее

Минимальное значение, не менее

Образцы из шейки или технологического припуска

600-625

310

20,0

54

39

630 и более

330

19,0

44

34

Образцы из подступичной части

580-615

300

20,0

49

34

620-645

310

19,0

39

29

650 и более

325

18,0

34

29

Примечания

1 Испытания на образцах из подступичной части проводят при получении отрицательных результатов испытаний на образцах из шейки или технологического припуска.

2 При изготовлении черновых осей методами винтовой прокатки или свободной ковки нормы для образцов из шейки или технологического припуска такие же, как и для образцов из подступичной части.

6.1.7 Допускается изготавливать черновые оси, в том числе оси для колесных пар подвижного состава с конструкционной скоростью более 200 км/ч, из сталей других марок и с другими механическими свойствами не ниже приведенных в таблице 3 по техническим условиям, согласованным с владельцем инфраструктуры.

6.1.8 Правку черновых осей проводят в горячем состоянии после нагрева под нормализацию или после отдельного нагрева до температуры не выше 700°С без последующей термообработки. Температура осей в конце процесса правки должна быть не ниже 600°С.

6.1.9 Поверхность черновых осей должна быть очищена от окалины, глубина залегания дефектов не должна превышать 75% одностороннего фактического припуска на механическую обработку осей. Для определения глубины залегания видимых дефектов предприятие-изготовитель должно выполнять контрольные местные вырубки (зачистки).

Допускается по согласованию с заказчиком не производить очистку от окалины черновых осей при их изготовлении методами винтовой прокатки и радиально-ротационной ковки. Глубина залегания наружных дефектов при этом не должна превышать 85% одностороннего фактического припуска на механическую обработку.

В случае изготовления черновых и чистовых осей на одном предприятии, допускается не очищать черновые оси от окалины.

На поверхности черновых осей, изготовленных методом винтовой прокатки, допускается след от валков, высота которого не входит в поле предельных отклонений по диаметру, установленных в конструкторской документации.

6.1.10 Макроструктура черновых осей должна соответствовать ГОСТ 4728.

6.1.11 Загрязненность стали черновых осей неметаллическими включениями по ГОСТ 1778 не должна превышать значений, указанных в таблице 4.


Таблица 4 - Загрязненность стали черновых осей неметаллическими включениями

Тип включений

Условное обозначение включений

Средний балл, не более, для осей категорий

А

В

из непрерывнолитых заготовок

из слитков

Сульфиды

С

1,5

2,5

3,5

Оксиды строчечные

ОС

1,5

2,5

3,5

Силикаты пластичные

СП

1,5

2,5

3,5

Силикаты хрупкие

СХ

1,5

2,5

3,5

Силикаты недеформирующиеся

СН

1,5

2,5

3,5

6.1.12 Микроструктура металла черновых осей, изготовленных из стали по ГОСТ 4728 и прошедших термическую обработку, должна быть однородной перлитно-ферритной.

Величина действительного зерна металла осей из стали по ГОСТ 4728 должна быть не менее номера 5 по ГОСТ 5639.

6.1.13 Черновые оси должны быть подвергнуты ультразвуковому контролю на прозвучиваемость с одного торца и ультразвуковому контролю на отсутствие внутренних дефектов с обоих торцов.

6.1.13.1 При контроле осей на прозвучиваемость на частоте от 2 до 2,5 МГц разница между амплитудой эхо-сигнала от противоположного торца оси и амплитудой эхо-сигнала от плоской (донной) поверхности на глубине 59 мм в СО-2 по ГОСТ 14782 не должна превышать 46 дБ.

Параметр шероховатости поверхности Ra торца оси, предназначенной для контроля прозвучиваемости, не должен превышать 6,3 мкм по ГОСТ 2789.