6.1.1 Черновые оси изготавливают из осевых заготовок по ГОСТ 4728, непосредственно из слитков или непрерывнолитых заготовок.
6.1.2 Черновые оси изготавливают методами горячего формообразования: свободной ковкой, штамповкой, винтовой прокаткой и радиально-ротационной ковкой.
6.1.3 Степень укова или обжатия металла при изготовлении черновых осей для колесных пар железнодорожного подвижного состава должна быть не менее 3, для колесных пар подвижного состава метрополитена - не менее 5.
6.1.4 Черновые оси допускается изготавливать с технологическим припуском для изготовления образцов, при этом диаметр припуска должен быть не менее диаметра шейки оси.
6.1.5 После формообразования черновые оси должны быть подвергнуты термической обработке - нормализации или нормализации с последующим отпуском. Все операции термической обработки следует осуществлять при автоматической регистрации ее режимов.
6.1.6 Механические свойства термообработанных черновых осей из стали по ГОСТ 4728 должны соответствовать значениям, указанным в таблице 3.
Таблица 3 - Механические свойства стали черновых осей
Временное сопротивление разрыву , Н/мм | Предел текучести , Н/мм | Относительное удлинение ,% | Ударная вязкость KCU при 20°С, Дж/см | |
не менее | Среднее значение, не менее | Минимальное значение, не менее | ||
Образцы из шейки или технологического припуска | ||||
600-625 | 310 | 20,0 | 54 | 39 |
630 и более | 330 | 19,0 | 44 | 34 |
Образцы из подступичной части | ||||
580-615 | 300 | 20,0 | 49 | 34 |
620-645 | 310 | 19,0 | 39 | 29 |
650 и более | 325 | 18,0 | 34 | 29 |
Примечания 1 Испытания на образцах из подступичной части проводят при получении отрицательных результатов испытаний на образцах из шейки или технологического припуска. 2 При изготовлении черновых осей методами винтовой прокатки или свободной ковки нормы для образцов из шейки или технологического припуска такие же, как и для образцов из подступичной части. |
6.1.7 Допускается изготавливать черновые оси, в том числе оси для колесных пар подвижного состава с конструкционной скоростью более 200 км/ч, из сталей других марок и с другими механическими свойствами не ниже приведенных в таблице 3 по техническим условиям, согласованным с владельцем инфраструктуры.
6.1.8 Правку черновых осей проводят в горячем состоянии после нагрева под нормализацию или после отдельного нагрева до температуры не выше 700°С без последующей термообработки. Температура осей в конце процесса правки должна быть не ниже 600°С.
6.1.9 Поверхность черновых осей должна быть очищена от окалины, глубина залегания дефектов не должна превышать 75% одностороннего фактического припуска на механическую обработку осей. Для определения глубины залегания видимых дефектов предприятие-изготовитель должно выполнять контрольные местные вырубки (зачистки).
Допускается по согласованию с заказчиком не производить очистку от окалины черновых осей при их изготовлении методами винтовой прокатки и радиально-ротационной ковки. Глубина залегания наружных дефектов при этом не должна превышать 85% одностороннего фактического припуска на механическую обработку.
В случае изготовления черновых и чистовых осей на одном предприятии, допускается не очищать черновые оси от окалины.
На поверхности черновых осей, изготовленных методом винтовой прокатки, допускается след от валков, высота которого не входит в поле предельных отклонений по диаметру, установленных в конструкторской документации.
6.1.10 Макроструктура черновых осей должна соответствовать ГОСТ 4728.
6.1.11 Загрязненность стали черновых осей неметаллическими включениями по ГОСТ 1778 не должна превышать значений, указанных в таблице 4.
Таблица 4 - Загрязненность стали черновых осей неметаллическими включениями
Тип включений | Условное обозначение включений | Средний балл, не более, для осей категорий | ||
А | В | |||
из непрерывнолитых заготовок | из слитков | |||
Сульфиды | С | 1,5 | 2,5 | 3,5 |
Оксиды строчечные | ОС | 1,5 | 2,5 | 3,5 |
Силикаты пластичные | СП | 1,5 | 2,5 | 3,5 |
Силикаты хрупкие | СХ | 1,5 | 2,5 | 3,5 |
Силикаты недеформирующиеся | СН | 1,5 | 2,5 | 3,5 |
6.1.12 Микроструктура металла черновых осей, изготовленных из стали по ГОСТ 4728 и прошедших термическую обработку, должна быть однородной перлитно-ферритной.
Величина действительного зерна металла осей из стали по ГОСТ 4728 должна быть не менее номера 5 по ГОСТ 5639.
6.1.13 Черновые оси должны быть подвергнуты ультразвуковому контролю на прозвучиваемость с одного торца и ультразвуковому контролю на отсутствие внутренних дефектов с обоих торцов.
6.1.13.1 При контроле осей на прозвучиваемость на частоте от 2 до 2,5 МГц разница между амплитудой эхо-сигнала от противоположного торца оси и амплитудой эхо-сигнала от плоской (донной) поверхности на глубине 59 мм в СО-2 по ГОСТ 14782 не должна превышать 46 дБ.
Параметр шероховатости поверхности Ra торца оси, предназначенной для контроля прозвучиваемости, не должен превышать 6,3 мкм по ГОСТ 2789.