4.2.1 Общие положения
Порядок действий по снижению риска приведен в разделе 4, остальные инструкции содержатся в 6.2 (меры по разработке безопасной конструкции самой машины) и 6.3 (средства защиты и дополнительные защитные меры) ISO 12100. Этот порядок действий учитывает весь жизненный цикл оборудования.
Процесс устранения или понижения рисков на машине связывается с принятием следующих мер:
- устранение или снижение рисков с помощью конструирования (6.2, ISO 12100);
- обеспечение безопасности при помощи мер предосторожности и дополнительных защитных мер (6.2, ISO 12100);
- снижение рисков с помощью предоставления документации по остаточным рискам (6.6, ISO 12100).
4.2.2 Влияние уменьшения риска на системы управления
Целью всего конструирования в целом является достижение безопасности (см. 4.1). Конструирование SRP/CS и снижение рисков являются лишь частью процедуры конструирования машины. SRP/CS обеспечивает функцию безопасности в PL, который достигает требуемого снижения риска. В процессе выполнения функции безопасности - будь то сама часть системы, управление ограждением или предохранительным устройством, конструирование SRP/CS - это всего лишь часть методики уменьшения рисков. Это многократный процесс, и он проиллюстрирован на рисунках 1 и 3.
Для каждой функции безопасности необходимо специфицировать и документировать ее свойства (см. раздел 5) и требуемые уровни эффективности защиты, согласно перечню требований.
В настоящем стандарте уровни эффективности защиты определены в единицах вероятности возникновения опасного отказа в час (наработка на отказ). Пять уровней эффективности защиты (от a до e) представлены с интервалами значений вероятности возникновения опасного отказа в течение часа в таблице 3.
Таблица 3 - Уровень эффективности защиты
Уровень эффективности защиты (PL) | Средняя вероятность возникновения опасного отказа в час |
a | 10 до <10 |
b | 3х10 до <10 |
c | 10 до <3х10 |
d | 10 до <10 |
e | 10 до <10 |
Примечание - Кроме среднего значения вероятности возникновения опасного отказа в течение часа для достижения необходимого PL нужно также учитывать и другие критерии. |
Исходя из оценки риска (см. ISO 14121) для данной машины, конструктор должен определить вклад в снижение риска, который необходимо обеспечить с помощью каждого SRP/CS. Этот вклад не включает общий риск управляемой машины, например связанный с эксплуатацией механического пресса или стиральной машины, а только часть риска, снижение которого обеспечивается применением определенных функций безопасности. Примером таких функций является функция останова, выполняемая путем использования электрочувствительного предохранительного устройства механического пресса, или функция блокирования двери стиральной машины.
Снижение риска может быть достигнуто применением различных мер (как SRP/CS, так и другими) с достижением в итоге безопасных условий (см. рисунок 2).
R - определенный для каждой опасной ситуации риск, возникший до принятия мер безопасности; R- необходимые меры по снижению риска; R - текущее состояние снижения риска, достигнутое путем применения мер безопасности; 1 - решение 1 - существенная часть мер по снижению риска, не относящихся к SRP/CS (механические меры), остальная часть относится к SRP/CS; 2 - решение 2 - существенная часть мер по снижению риска, относящихся к SRP/CS (световая завеса), остальная часть не относится к SRP/CS; 3 - риск, сниженный в достаточной мере; 4 - недостаточно сниженный риск; R - риск; a - остаточный риск после выполнения решений 1 или 2; b - риск снижен в достаточной мере; R1 R2 - уменьшение риска за счет использования функции безопасности, реализованной SRP/CS; R1, R2 - уменьшение риска за счет использования защитных мер, отличных от SRP/CS (например, механической защиты)
Примечание - Для получения подробной информации об уменьшении риска см. ISO 12100.
Рисунок 2 - Обзор процесса снижения риска для каждой опасной ситуации
Рисунок 1 (ISO 12100)
Рисунок 3 - Многократный (интерактивный) подход к процессу конструирования элементов системы управления, отвечающих за обеспечение безопасности