3.1.1 ленточный тормоз (tape brake): Тормоз (см. 3.1.2), при котором гибкая лента, покрытая фрикционным материалом, расположена по окружности барабана.
3.1.2 тормоз (brake): Механизм (обычно фрикционный), предназначенный для останова и удержания ползуна, когда муфта, если она предусмотрена, расцеплена.
3.1.3 муфта (coupling): Механизм для передачи движения от маховика к ползуну.
3.1.4 муфта полнооборотная (coupling-full-reverse): Тип муфты, которая при введении в действие не может быть расцеплена до тех пор, пока ползун не совершит полный ход, например муфты с клиновой шпонкой. Сюда также относятся муфты, которые могут быть расцеплены только в определенных позициях рабочего цикла.
3.1.5 муфта неполнооборотная (coupling-not full-reverse): Тип муфты, которая может быть включена или выключена (сцеплена или расцеплена) в любой точке хода ползуна, например большинство фрикционных муфт.
3.1.6 автоматический режим (automatic mode): Режим работы, при котором ползун повторяет движение непрерывно или прерывисто, все функции осуществляются без ручного вмешательства после включения.
3.1.7 рабочий цикл (working cycle): Движение ползуна от положения начала цикла, как правило, от верхней мертвой точки (OU) к нижней мертвой точке (UU) и обратно к исходному положению, как правило, к верхней мертвой точке (OU). Рабочий цикл включает все операции, которые выполняются в течение этого движения.
3.1.8 одиночный цикл (single cycle): Режим работы, при котором каждый рабочий цикл ползуна должен быть принудительно включен оператором.
3.1.9 мертвые точки (dead points): Точки, в которых подвижная часть штампа (закрепленная на ползуне) во время своего движения:
- подходит к матрице на самое близкое расстояние (обычно соответствует концу хода смыкания), известна как нижняя мертвая точка (UU);
- отходит от матрицы на самое дальнее расстояние (обычно соответствует концу хода размыкания), известна как верхняя мертвая точка (OU).
3.1.10 матрица (matrix): Неподвижная часть штампа в прессе.
3.1.11 подушка штамповая (pillow shtampovy): Принадлежность для штампа (матрицы), которая накапливает и высвобождает, или поглощает усилие.
3.1.12 прямой привод (direct drive): Тип приводного устройства, где не используется муфта: движение ползуна достигается включением или выключением мотора, возможно в сочетании с тормозом.
3.1.13 преждевременно открываемое блокирующее ограждение (prematurely opened blocking protection): Ограждение, связанное с устройством блокировки, которое, если оно открыто, когда любое опасное движение в области штампа прекращено, не прерывает рабочий цикл.
3.1.14 устройство фиксации ограждения (блокиратор) (blocking): Механическое устройство, удерживающее защиту (ограждение) блокировочного устройства в закрытом и заблокированном положении до тех пор, пока не минует риск ущерба от опасных действий машины.
3.1.15 устройство управления ограниченным перемещением (limited movement of the control device): Управляющее устройство, однократное приведение которого в действие совместно с системой управления машиной допускает только ограниченное перемещение какого-либо элемента машины (EN ISO 12100, 3.28.9).
3.1.16 механический пресс (mechanical press): Машина, спроектированная или предназначенная для передачи энергии от первичного двигателя на подвижную часть штампа посредством механических средств с целью обработки (т. е. формовки или придания формы) в штампе холодного металла или материала с частичным содержанием холодного металла. Эта энергия может передаваться с помощью маховика и муфты или посредством механизма прямого привода (см. рисунок 1).
1 - ограждение маховика; 2 - муфта-тормоз; 3 - маховик; 4 - шкив мотора; 5 - ремень; 6 - ползун; 7 - фланец ползуна, держатель штампа; 8 - подштамповая плита; 9 - стол; 10 - педаль
Рисунок 1 - Пример механического пресса (ограждение рабочей зоны не показано)
3.1.17 самоконтроль (S) (self-checking): Функция безопасности, которая обеспечивает мероприятие по безопасности, если способность компонента или элемента исполнить свою функцию уменьшилась или если условия рабочего процесса изменились таким образом, что возникли источники опасностей.
3.1.18 приостановка (прерывание действия) (suspension): Временное автоматическое прекращение выполнения функции безопасности элементами системы управления, связанными с безопасностью, на время действия безопасных условий в работе машины (EN ISO 13849-1, 3.1.8).
3.1.19 работа системы общей остановки (work of system of the general stop): Время, прошедшее от приведения в действие защитного устройства до окончания опасного движения или до достижения безопасного состояния машины.
3.1.20 перебег (overrun): Движение кривошипного вала за определенную точку останова, например верхнюю мертвую точку (OU).
3.1.21 устройство контроля перебега (control device overrun): Устройство, которое выдает сигнал, запрещающий дальнейшее включение машины, когда перебег превышает предварительно установленный(е) предел(ы).
3.1.22 позиционный выключатель (переключатель) (switch): Выключатель (переключатель), который приводится в действие перемещающейся частью машины, когда эта часть достигает заранее установленного положения или оставляет его.
3.1.23 резервирование (R) (reservation): Использование более чем одного устройства или системы, или одной части (узла) устройства или системы для того, чтобы в случае возможного отказа одного из них в ходе выполнения своей функции в распоряжении находился другой, для обеспечения продолжения вышеупомянутой функции (EN 60204-1, 3.46).