Действующий

ГОСТ IEC/TS 60034-18-41-2014 Машины электрические вращающиеся. Часть 18-41. Квалификационные и типовые испытания для систем электроизоляции типа I, используемых во вращающихся электрических машинах с питанием от преобразователей источника напряжения

     7 Категории напряжений для изоляционных систем типа I при питании от преобразователя


Разработчик электропривода должен установить для разработчика двигателя значение напряжения, которое может появиться на зажимах машины. Эти данные должны быть включены в закупочную спецификацию наряду с традиционными данными, такими как номинальное напряжение, класс нагревостойкости изоляции, влажность и др. Особо должны быть отмечены следующие предельные значения параметров напряжения на зажимах машины (частота повторения импульсов не считается критическим параметром для изоляционной системы типа I):

a) пиковое (импульсное) напряжение , которое может появиться на зажимах машины. Для машин со всыпными обмотками по умолчанию значениями могут служить пиковые напряжения, приведенные в IEC 60034-25 на рисунке 18;

b) время нарастания импульса .

В таблице 3 приведена степень влияния параметров, характеризующих форму напряжения инвертора, на элементы изоляционной системы I. Отметим, что критическое влияние на межвитковую изоляцию оказывает комбинация времени нарастания импульса и имеющий место скачок напряжения.


Таблица 3 - Влияние особенностей напряжения на зажимах машины на элементы изоляционной системы типа I

Элементы изоляции

Основная частота

Частота повторения импульсов

Межпиковое импульсное напряжение (основная частота)

Межпиковое импульсное напряжение (на частоте импульсов)

Скачок напряжения

Время нарастания импульса

Межвитковая изоляция


Пазовая изоляция



Межфазовая изоляция

Примечание - - менее важный, - более важный


Существует множество возможных комбинаций этих независимых факторов, которые могут устанавливать покупатели, но опыт показывает, что для изоляционной системы типа I существует их приемлемая оптимальная комбинация. Имеется в виду, что путем выбора частных комбинаций из этих факторов производитель будет способен создать конструкцию машины, удовлетворяющую требованиям рынка. Эти категории воздействия для изоляционных систем типа I приведены в таблице 4.


Таблица 4 - Категории воздействия на изоляционные системы типа I в случае использования двухуровневых преобразователей

Категория воздействия

Коэффициент перенапряжения

Время нарастания импульса , мкс

А - незначительная

1,1

1

В - умеренная

1,5

0,3

С - жесткая

2,0

0,1

D - экстремальная

2,5

0,05


Коэффициент перенапряжений для незначительного воздействия относится к случаю, когда преобразователь соединен с двигателем непосредственно или через короткий кабель, как показано в примере в таблице А.1. Однако на практике теоретический уровень 1,0 практически не встречается, хотя казалось бы при непосредственном подключении преобразователя к двигателю перенапряжений быть не должно. Для учета этих практических соображений значение перенапряжений для категории воздействия А увеличено на 10% до значения 1,1. Уровень перенапряжений, равный 2, вытекает из условий, описанных в таблице А.1, при которых преобразователь соединен с двигателем через длинный кабель. Диапазон перенапряжений от 1,1 до 2,0 разбит на две части для практических целей. Предел перенапряжений, равный 2,5, применим для наиболее экстремальных условий, которые могут встретиться в эксплуатации.

Время нарастания импульса не зависит от коэффициента перенапряжения. Например, для некоторых изоляционных систем высокий коэффициент перенапряжений может сочетаться с умеренным временем нарастания импульса. Эти значения выбираются по данным, характеризующим возможности современных технологий. Экстремальная категория ожидается лишь в редких практических случаях. Квалификационные испытания для конкретной комбинации воздействующих факторов следует проводить при наиболее неблагоприятных их значениях.