Статус документа
Статус документа

ГОСТ Р ИСО/МЭК 25010-2015 Информационные технологии (ИТ). Системная и программная инженерия. Требования и оценка качества систем и программного обеспечения (SQuaRE). Модели качества систем и программных продуктов

     3.6 Качество с точки зрения различных заинтересованных сторон


Модели качества обеспечивают основу для сбора требований заинтересованных сторон. Заинтересованная сторона - это следующие три типа пользователей:

1. Основной пользователь - лицо, взаимодействующее с системой для достижения основных целей.

2. Вторичные пользователи - лица, осуществляющие поддержку, например:

a) провайдер контента, системные инженер/администратор, руководитель безопасности;

b) специалист по обслуживанию, анализатор, специалист по портированию, установщик.

3. Косвенный пользователь - лицо, которое получает результаты, но не взаимодействует с системой.


Таблица 1 - Примеры требований пользователей для качества продукта и качества при использовании

Требования пользователя

Основной пользователь

Вторичные пользователи

Косвенный пользователь

Провайдер контента

Специалист по обслуживанию

Взаимодействие

Взаимодействие

Поддержка или перенос

Использование результатов

Эффективность

Какова потребность пользователя в эффективности при использовании системы для выполнения задач?

Какова потребность провайдера контента в эффективности при обновлении системы?

Какова потребность в эффективности специалиста по поддержке или переносу системы?

Какова потребность в эффективности лица, пользующегося результатами системы?

Производительность

Какова потребность пользователя в производительности при использовании системы для выполнения задач?

Какова потребность провайдера контента в производительности при обновлении системы?

Какова потребность в производительности специалиста по поддержке или переносу системы?

Какова потребность в производительности лица, пользующегося результатами системы?

Удовлетворенность

Какова потребность пользователя в удовлетворенности при использовании системы для выполнения задач?

Какова потребность провайдера контента в удовлетворенности при обновлении системы?

Какова потребность в удовлетворенности специалиста по поддержке или переносу системы?

Какова потребность в удовлетворенности лица, пользующегося результатами системы?

Свобода от риска

Какова потребность в свободе от риска при использовании системы для выполнения задач?

Какова потребность в свободе от риска при обновлении контента системы?

Какова потребность в свободе от риска при внесении изменений или переносе системы?

Какова потребность в свободе от риска при использовании результатов системы?

Надежность

Какова потребность в надежности при использовании системы для выполнения задач?

Какова потребность в надежности при обновлении контента системы?

Какова потребность в надежности при поддержке или переносе системы?

Какова потребность в надежности при использовании результатов системы?

Защищенность

Какова потребность в защищенности при использовании системы для выполнения задач?

Какова потребность в защищенности системы после обновления ее провайдером контента?

Какова потребность в защищенности после обновления или переноса системы?

Какова потребность в защищенности результатов системы?

Покрытие контекста

До какой степени система должна быть эффективной, производительной, свободной от риска и удовлетворяющей при всех предусмотренных и потенциальных условиях использования?

До какой степени обеспечение контента должно быть эффективным, производительным, свободным от риска и удовлетворяющим при всех предусмотренных и потенциальных условиях использования?

До какой степени поддержка или перенос системы должны быть эффективными, производительными, свободными от риска и удовлетворяющими при всех предусмотренных и потенциальных условиях использования?

До какой степени использование результатов должно быть эффективным производительным свободным от риска и удовлетворяющим при всех предусмотренных и потенциальных условиях использования?

Изучаемость

До какой степени обучение использованию системы должно быть эффективным, производительным, свободным от риска и удовлетворяющим?

До какой степени обучение обеспечению контента должно быть эффективным, производительным, свободным от риска и удовлетворяющим?

До какой степени обучение поддержке или переносу системы должно быть эффективным, производительным, свободным от риска и удовлетворяющим?

До какой степени обучение использованию результатов должно быть эффективным, производительным, свободным от риска и удовлетворяющим?

Доступность

До какой степени использование системы лицами с ограниченными возможностями должно быть эффективным, производительным, свободным от риска и удовлетворяющим?

До какой степени обеспечение контента лицами с ограниченными возможностями будет эффективным, производительным, свободным от риска, удовлетворяющим?

До какой степени поддержка или перенос системы лицами с ограниченными возможностями будет эффективным, производительным, свободным от риска и удовлетворяющим?

До какой степени использование результатов лицами с ограниченными возможностями должно быть эффективным, производительным, свободным от риска и удовлетворяющим?


У каждого из данных типов пользователя есть свои требования к качеству использования и качеству продукта в конкретных условиях использования, как это показано в таблице 1 для отдельных примеров пользователей и характеристик.

Примечание - Кроме того, провайдер контента имеет свои пользовательские требования к качеству данных.


Требования пользователя, перечисленные в таблице 1, являются примерами отправных точек для формирования требований и могут быть использованы в качестве основы для определения влияния на качество системы при использовании и обслуживании.

Требования к качеству должны быть определены с точки зрения заинтересованных лиц до разработки или приобретения программного обеспечения. Результатом анализа требований к использованию будут определенные требования к функциональности и качеству продукции, необходимые для достижения требований к использованию.

Пример - Общие требования к надежности системы могут привести к конкретным требованиям к завершенности, готовности, отказоустойчивости и восстанавливаемости программного продукта. Надежность может также повлиять на общую эффективность, производительность, свободу от риска и удовлетворенность.