Европейские ИКТ-профили основаны на следующих фундаментальных концепциях:
- e-CF: ИКТ-профиль содержит перечень ИКТ-компетенций, который обеспечивает различия между профилями;
- ожидаемые результаты: ИКТ-профиль определен перечнем ожидаемых результатов, каждый из которых относится к определенной категории: отчитывается, исполняет, участвует;
- ожидаемый результат - это результат выполнения рабочей задачи в определенном рабочем контексте;
Таблица 1 - Названия профилей, общее описание, примеры альтернативных названий
Название европейского ИКТ-профиля | Общее описание профиля | Альтернативное название на английском языке, которое используется на европейском рынке (не обязательно точное) |
Менеджер по продажам в ИТ | Концентрируется на клиентских продажах и удовлетворенности заказчиков | Sales Advisor (AITTS) |
Бизнес-аналитик | Осуществляет анализ информационной системы с целью повышения эффективности бизнеса | Business Development Manager (ICT Role, ACS) |
Директор по бизнес- | Планирует и управляет функциональным и техническим развитием ИС в пределах определенного бизнес-подразделения | Business Intelligence Developer (Microsoft) |
ИТ-директор | Определяет и поддерживает ИС предприятия, отвечающую интересам организации и бизнеса | Head of Computing |
Администратор баз данных | Проектирует, внедряет, поддерживает и осуществляет эксплуатацию баз данных | Database Developer (Microsoft) |
Разработчик | Разрабатывает/кодирует ИТ-решения и специфические ИТ-продукты в соответствии с требованиями заказчика | Component Developer (AITTS) |
Специалист по мультимедийным технологиям | Создает веб-сайты и мультимедийные приложения, сочетающих мощь цифровых технологий с эффективным использованием графики, аудио-, фото- и видеоизображения | Front-End Web Developer (IWA) |
Архитектор информационных систем | Проектирует и поддерживает архитектуру предприятия | |
Консультант в ИТ | Поддерживать понимание, как новые технологии увеличивают добавленную стоимость бизнеса | Consultant (ACS) |
Менеджер по управлению ИТ-ресурсами | Управляет процессами, специалистами и ресурсами для поддержки функционирования ИС | IS Service Manager (Airbus) |
Менеджер по информационной безопасности бизнеса | Управляет политиками информационной безопасности | Security Advisor (Eucip) |
Специалист по информационной безопасности | Гарантирует внедрение организационной политики безопасности | |
ИТ-тренер | Обучает и осуществляет подготовку ИКТ-специалистов с целью достижения ими определенных стандартов компетенций в области ИТ-бизнеса и технологий | Technical Trainer (IBM) |
Специалист по телекоммуни- | Обеспечивает соответствие сетевой ИТ-инфраструктуры, включая телекоммуникации и/или компьютерную базу, коммуникационным потребностям организации | Network Engineer (Bring-IT-On, UK Gov) |
Менеджер ИТ-проектов | Управляет проектами, соблюдая оптимальное соответствие проектным спецификациям | IS Project Manager (Eucip) |
Менеджер по качеству в ИТ | Гарантирует, что информационные системы поставляются в соответствии с организационной политикой (качество, риски, соглашение об уровне обслуживания) | Quality Management Coordinator (AITTS) |
Специалист сервисной службы в ИТ | Обеспечивает первый уровень технической поддержки по телефону или электронной почте внутренним или внешним клиентам | Help Desk Supervisor (Eucip) |
Менеджер сервисной службы в ИТ | Планирует, внедряет и управляет предоставленными решениями | Service Advisor (AITTS) |
Системный администратор | Администрирует работу компонент ИТ-системы для обеспечения выполнения требований по сервисному обслуживанию | Network Administrator (ACS) |
Системный аналитик | Анализирует требования и специфицирует программное обеспечение и системы | Information Scientist (UK-Gov) |
Системный архитектор | Планирует и несет ответственность за внедрение и интеграцию программного обеспечения и/или ИТ-систем | Telecommunications Architect (Eucip) |
Технический ИТ-специалист | Осуществляет эксплуатацию и ремонт оборудования и программного обеспечения на стороне заказчика | Computer Service and Repair |
Специалист по тестированию | Разрабатывает и исполняет планы тестирования | Computer Games Tester (UK-Gov) |
- только один ожидаемый результат может быть ассоциирован с работой, за которую отчитываются, несколько результатов может быть в работах, в которых участвуют;
- ожидаемый результат может быть очевиден или не очевиден для пользователей, быть промежуточным или конечным, но всегда должен быть наблюдаемым.
e-CF широко известна, о ней можно прочитать в опубликованной документации.
_______________
См. www.ecompetences.eu.
Концепция ожидаемых результатов вносит второй инновационный элемент в концепцию формирования европейских ИКТ-профилей. Для того чтобы более подробно пояснить идею использования ожидаемых результатов, в следующем разделе настоящего документа приведены рассуждения, как выявлялись и идентифицировались ожидаемые результаты.
Методология определения ожидаемых результатов и их описания
В общем смысле ожидаемый (предопределенный) результат - это итоговый результат определенной деятельности. Профили разными способами могут приводить к идентификации ожидаемых результатов.
Ожидаемые результаты являются важными атрибутами в определении профиля; используя их, мы можем явно указать на миссию, задачи и компетенции для иллюстрации наблюдаемых результатов.
Ожидаемые результаты должны быть "наблюдаемыми".
Например, миссией менеджера по работе с клиентами является "создание деловых связей", откуда логически вытекает, что ожидаемый результат - это "деловые связи". Тем не менее определение ожидаемых результатов не предоставляет качественную характеристику, такую как, например, "надежные деловые связи". Качество результата выявляется только тогда, тогда появляется возможность измерения.
_______________
Для адресации к вопросам качества в ИКТ-профилях было решено включить поле KPI в структуру ИКТ-профиля.
Целью данного проекта не было выявление полного перечня ожидаемых результатов, но в рамках проекта было решено определить наиболее релевантные, сопоставимые по уровню детализации и применимые к определенным ИКТ-профилям ожидаемые результаты.
Была сделана выборка для определения наиболее релевантных результатов для лучшего пояснения миссии профиля. Для такого применения были отобраны ожидаемые результаты, иллюстрирующие наблюдаемые результаты, либо явно выраженные, либо скрытые.
Было решено, что для 23 ИКТ-профилей понадобится примерно 60-70 наблюдаемых результатов.
Наблюдаемые результаты было решено извлекать из трех основных источников:
- из e-CF версии 2.0;
- дополнительное содержание по "модели водопада";
- итерации профиля роли.