Европейская рамка ИКТ-компетенций и европейские ИКТ-профили являются согласованными взаимодополняющими структурами, концепция которых разработана для всесторонней поддержки и управления кадровым потенциалом ИКТ-сектора Европы.
Работа многих заинтересованных сторон связана с подбором и наймом, развитием, образованием и профессиональным обучением, управлением, сертификацией и квалификациями ИКТ-специалистов. Каждая из сторон имеет различные перспективы в рамках процессов постоянного профессионального развития. На схеме, представленной ниже, приведены основные фазы развития ИКТ-специалиста.
Рисунок 4 - Ключевые стадии развития ИКТ-профессионализма
Профили, которые иногда ошибочно называют описанием должности, обычно предоставляют обобщенную информацию для начала работы с ИКТ-персоналом. Профили содержат компоненты, описывающие основные элементы работы и характеристики того, как она должна выполняться. Настоящий документ задает структуру и правила для проектирования профилей.
Образование и обучение имеют много различных форм, не последней из которых является форма обучения на рабочем месте. Целью работодателя, который финансирует и заказывает образовательные программы, является расширение возможностей индивидуумов для того, чтобы приносить больше пользы организациям, использующим их труд. Задачи обучения специалистов преимущественно делегируются частным и государственным организациям.
ИКТ-компетенции, являясь способом описания возможностей ИКТ-специалистов, позволяют признавать их компетенции и определять разрыв, который необходимо преодолеть для того, чтобы улучшить эффективность деятельности работника, а следовательно, и эффективность деятельности организации в целом. С помощью e-CF Европа получила возможность создать единый язык описания ИКТ-компетенций.
Материальное свидетельство (сертификат, диплом...) часто используют как доказательство достижений индивидуума при завершении периода обучения. Многие свидетельства, выпускаемые государственными и частными организациями, содержат и индикаторы уровня достижений обучаемого. Такие свидетельства могут быть универсальными либо специализированными, широко известными или менее известными.
Работодатели часто описывают требования к должности в виде профилей и/или компетенций. Образовательные учреждения обычно более знакомы с правилами оценки знаний и соответствующих свидетельств, таких сертификации и квалификации. Создание профилей должностей и концепции ИКТ-компетенции предоставляет возможность формулирования требований к характеристикам знаний и умений со стороны работодателей, к другими заинтересованным сторонам, таким как кадровые агентства и образовательные учреждения всех форм обучения.
Профили должностей, популярные во многих европейских странах, обеспечивают циклическую трансляцию требований к должностям посредством образования, развития компетенций и квалификаций, как показано на рисунке 4. Преимущества подхода, использующего профили должностей, заключены в предоставлении возможности более ясного обмена информацией между заинтересованными сторонами, необходимого для установления слаженного процесса взаимодействия, приводящего к хорошим результатам. Недостатком такого подхода является отсутствие гибкости и затраты времени, которое требуется для обновления профилей в ответ на быстро меняющиеся технологии.
В европейских странах, в которых преимущественно используют компетентностный подход, была реализована другая концепция. Согласно этой концепции отдельные компетенции, содержащие описания требований к обучению и образованию, гибко группируются в кластеры и могут быть легко переформированы для отражения необходимых изменений в технологиях и бизнесе. Недостатком такого подхода является тот факт, что концепция компетенций до сих пор не имеет единого понимания среди всех заинтересованных сторон и нуждается в адаптации к тому окружающему контексту, в котором применяется.
Для того чтобы соединить преимущества обоих подходов в проекте "европейские ИКТ-профили", было решено соединить профили и компетенции в одной структуре. Семейства ИКТ-профилей со встроенными ИКТ-компетенциями обеспечивают универсальное решение для коммуникаций между всеми заинтересованными сторонами, вовлеченными в развитие умений, знаний и возможностей ИКТ-специалистов.
Как итог, комбинация профилей и компетенций позволяет индивидуумам, организациям, странам с различными культурами подходить к развитию ИКТ-специалистов на основе стандартных принципов, понимаемых и разделяемых всеми.