5.1 Скорость и продолжительность охлаждения моторного масла могут влиять на предел текучести и вязкость. По настоящему стандарту свежее моторное масло медленно охлаждают в диапазоне температур, в котором происходит кристаллизация парафиновых углеводородов, затем сравнительно быстро охлаждают до конечной температуры испытания. Полученные результаты испытаний можно использовать для предварительной оценки моторных масел с известными характеристиками, которые при эксплуатации могут привести к отказу из-за отсутствия прокачиваемости. Масла с зафиксированным отказом при эксплуатации испытывали обычно при температуре минус 25°C. Предположительно отказ при эксплуатации масла происходил в результате образования гелеобразной структуры, приводящей к значительному увеличению предельного напряжения сдвига и/или вязкости.
________________
Эталонные масла для определения прокачиваемости (RPO) NN 21-29.
5.2 Температурный профиль охлаждения
5.2.1 Температурный профиль охлаждения масел, которые испытывают при температуре минус 20°C или ниже, приведен в таблице X1.1 приложения X1. Температурный профиль охлаждения, приведенный в таблице X1.1 приложения X1, основан на вязкостных свойствах стандартных образцов масел ASTM для определения прокачиваемости (PRO). К ним относят масла с нормальными низкотемпературными реологическими свойствами и масла с проблемами прокачиваемости при низких температурах [1]-[5]. Значения температурных профилей при температурах минус 35°C и минус 40°C основаны на отчетах ASTM (см. [6], [7]).
5.2.2 Для масел, которые испытывают при температуре минус 15°C или минус 10°C, используют таблицу X1.2 приложения X1. Не установлена достоверность указанного температурного профиля из-за отсутствия соответствующих эталонных масел. Поэтому не установлена прецизионность испытания при использовании профиля охлаждения при температуре испытания минус 10°C. Температурный профиль, приведенный в таблице X1.2 приложения X1, получен экстраполированием температурного профиля таблицы X1.1 приложения X1 с учетом предполагаемых более высоких температур помутнения вязких масел, испытываемых при температурах минус 15°C и минус 10°C.