5.1 Требования к испытательной площадке
5.1.1 Испытательная площадка включает в себя участок с жестким основанием для испытания элементов и фрагментов ограждений мостовой группы, участок с грунтовым основанием для испытания элементов и фрагментов ограждений дорожной группы и участок с возможным устройством варьируемого дорожного покрытия, например асфальтобетонного.
5.1.2 На участке испытательной площадки с жестким основанием должны быть предусмотрены съемные опорные пластины для размещения стоек с различным их закреплением.
5.2 Испытуемое устройство и испытательное оборудование
5.2.1 Испытания на удар с использованием ударной тележки, снабженной ударным элементом круглого сечения (см. рисунок 1), проводят для уточнения полученных ранее характеристик или определения новых характеристик элементов ограждения, в котором изменены некоторые размеры или сечения по сравнению с ранее испытанными конструкциями, а также для выявления поведения грунта (дорожного покрытия) при установке в него стойки. В частности, ударным испытаниям подвергают конструкции барьерных ограждений, в которых изменены:
- шаг стоек на расстояние от 1 до 2 м;
- прочностные характеристики применяемых материалов (бетона, стали);
- узлы крепления элементов между собой;
- толщина (площадь сечения) элементов от 50% до 100%.
1 - стойка; 2 - ударная тележка; 3 - ударный наконечник; 4 - датчик замедления; 5 - направляющее устройство; f - величина динамического отклонения стойки; - высота удара
Рисунок 1 - Схема тележки для стендовых испытаний
5.2.2 Испытания стоек тросового ограждения при установке гильзы в бетонный фундамент или при непосредственной установке в дорожное полотно без фундамента проводят для оценки податливости стоек и ремонтопригодности узла:
- стойка должна сгибаться или ломаться в основании;
- гильза (с фундаментом или без) практически не должна смещаться в грунте (покрытии) на уровне его поверхности (не более чем на расстояние от 2 до 5 мм).
5.2.3 При установке стойки в грунт состав грунтового массива должен соответствовать требованиям, предъявляемым к грунту верхней части земляного полотна автомобильных дорог в соответствии с национальными нормативными документами. Коэффициент уплотнения грунта массива должен быть не менее рекомендуемых значений от 0,98 до 1,02 или соответствовать фактическому грунту в месте установки.
5.2.4 При наличии данных натурные испытания на удар элементов ограждений в промежуточных исполнениях могут быть заменены расчетами, проведенными с использованием программных комплексов компьютерного инженерного анализа, основанных на методе конечных элементов (см. раздел 7).
5.3 Наведение и разгон ударной тележки
5.3.1 Для разгона и осуществления наезда ударной тележки на стойки и фрагменты ограждения используется горизонтальная дорога с твердым покрытием шириной не менее 6 м.
Разгон может выполняться автомобилем-тягачом, двигающимся по монорельсу посредством тягового троса системы подвижных и неподвижных направляющих блоков и ползуна, перемещающегося по монорельсу.
5.3.2 Условия испытаний:
- скорость столкновения тележки со стойкой и фрагментами ограждений определяют с помощью электронного прибора "время-путь" на расстоянии 5 м до места возникновения контакта и снимают на фото и видео;
- скорость ударной тележки в момент возникновения ее контакта с испытуемой стойкой и фрагментом ограждения должна быть не менее 30 км/ч;
- минимальная масса тележки с ударяющим элементом составляет 850 кг;
- расстояние от земли до точки удара 635 мм;
- ударный элемент (или бампер тележки) должен быть жестким.