В настоящем стандарте применены следующие термины и определения:
3.2.1 механизмы (machinery): Совокупность связанных между собой деталей и устройств, как минимум одно из которых движется, имеет соответствующий привод, органы управления и сети электропитания, соединенные вместе для конкретного применения, например для обработки, переработки, производства, транспортирования или упаковки материалов.
Термины "машина" и "механизм" также распространяются на совокупность машин, которые размещаются и управляются таким образом, чтобы функционировать как единое целое.
[ИСО 12100, п.3.1]
3.2.2 система управления машиной (machine control system): Система, которая реагирует на входной сигнал, например от процесса, других элементов машины, оператора, внешнего управляемого оборудования, и генерирует выходной(ые) сигнал(ы), заставляющий(ие) машину вести себя предназначенным способом.
3.2.3 электрическая система управления (electrical control system): Система управления машины, выполняющая, например, операционное управление, контроль, взаимную блокировку, связь, защиту и связанные с безопасностью функции управления и использующая только электрические, электронные и программируемые электронные компоненты.
Примечание - Связанные с безопасностью функции управления могут быть реализованы с помощью электрической системы управления, которая является либо неотъемлемой составной частью, либо независимой от тех частей системы управления машины, которые выполняют функции, не связанные с безопасностью.
3.2.4 связанные с безопасностью электрические системы управления; СБЭСУ (Safety-Related Electrical Control System, SRECS): Электрическая система управления, отказ которой может непосредственно привести к увеличению риска(ов).
Примечание - СБЭСУ включает в себя все элементы электрической системы управления, отказ которых может привести к снижению или потере функциональной безопасности, а также может включать в себя цепи электропитания и управления.
3.2.5 подсистема (subsystem): Объект проекта архитектуры верхнего уровня СБЭСУ, в которой опасный отказ любой подсистемы приведет к опасному отказу связанной с безопасностью функции управления.
[МЭК 61508-4, п.3.4.4 модифицирован]
Примечания
1 Полная подсистема может быть составлена из большого количества идентифицируемых и отдельных элементов, которые, когда соединяются вместе, реализуют функциональные блоки, выделенные в подсистеме.
2 Данное определение отличается от обычно используемого, где "подсистема" может означать любую подразделяемую часть объекта, в настоящем стандарте термин "подсистема" использован в строго определенной терминологической иерархии: "подсистема" - первый уровень декомпозиции системы. Компоненты последующей декомпозиции называют "элементы подсистемы".
3.2.6 элемент подсистемы (subsystem element): Часть подсистемы, включающая отдельный компонент или группу компонентов.
3.2.7 компонент низкой сложности (low complexity component): Компонент, для которого:
- строго определены режимы отказов;
- может быть полностью определено поведение в условиях отказа.
[МЭК 61508-4, п.3.4.3 модифицирован]
Примечания
1 Поведение компонента низкой сложности в условиях отказа может быть определено либо аналитическими методами, либо методами испытаний.
2 Подсистема или элемент, включающие один или более концевых выключателей, работающих, возможно, через промежуточные электромеханические реле, один или более контакторов, используемых для отключения питания электродвигателя, является примером компонента низкой сложности.
3.2.8 сложный компонент (complex component): Компонент, для которого:
- плохо определены режимы отказов;
- не может быть полностью определено поведение в условиях отказа.
3.2.9 функциональная безопасность (functional safety): Часть безопасности машины и системы управления машины, которая зависит от корректного функционирования СБЭСУ, систем, связанных с безопасностью, основанных на других технологиях и внешних средствах снижения риска.
[МЭК 61508-4, п.3.1.12 модифицирован]
Примечания