Статус документа
Статус документа

ГОСТ 33111-2014 Масла моторные. Метод определения кажущейся вязкости в интервале температур от минус 5°С до минус 35°С с использованием имитатора холодной прокрутки

     3 Термины и определения


В настоящем стандарте использованы следующие термины с соответствующими определениями:

3.1 Определения

3.1.1 ньютоновское масло или жидкость (newtonian oil or fluid): Масло или жидкость, которые при всех скоростях сдвига сохраняют постоянную вязкость.

3.1.2 неньютоновское масло или жидкость (non-newtonian oil and fluid): Масло или жидкость, вязкость которых изменяется при изменении скорости или напряжения сдвига.

3.1.3 вязкость (viscosity): Свойство жидкости, определяющее ее внутреннее сопротивление напряжению сдвига по формуле

,                                                            (1)


где - напряжение на единицу площади, Па;

- скорость сдвига, с.

3.1.3.1 Пояснение

Иногда называют коэффициентом динамической вязкости. Данный коэффициент является мерой сопротивления жидкости течению. В единицах СИ значение вязкости выражают в Па·с; на практике удобнее применять кратные единицы (мПа·с). 1 мПа·с равен 1 сП (сантипуаз).

3.2 Определения терминов, специфичных для настоящего стандарта

3.2.1 кажущаяся вязкость (apparent viscosity): Вязкость, определенная по методу настоящего стандарта.

3.2.1.1 Пояснение

В связи с тем, что многие моторные масла при низкой температуре являются неньютоновскими жидкостями, их кажущаяся вязкость может изменяться с изменением скорости сдвига.

3.2.2 калибровочные масла (calibration oils): Масла с известной вязкостью и вязкостно-температурной характеристикой, используемые для установления калибровочного соотношения между вязкостью и скоростью вращения ротора.

3.2.3 контрольное масло (check oil): Партия испытуемого масла, используемого для мониторинга выполнения измерения.

3.2.4 испытуемое масло (test oil): Любое масло, вязкость которого определяют по настоящему методу.

3.2.5 масло с вязкоупругими свойствами (viscoelastic oil): Неньютоновское масло или жидкость, которое может подниматься вверх по валу ротора при его вращении.