5.1 Раздельные пункты с путевым развитием на вновь строящихся железнодорожных линиях следует располагать на горизонтальной площадке. Допускается, при соответствующем обосновании, располагать раздельные пункты с путевым развитием на уклонах не круче 1,5‰, в трудных условиях - на уклонах не круче 2,5‰.
В особо трудных условиях разъезды, обгонные пункты, промежуточные железнодорожные станции, на которых не предусмотрены отцепка локомотивов и вагонов от составов и разъединение соединенных поездов, допускается располагать на уклонах не круче 10‰.
На железнодорожных станциях, разъездах и обгонных пунктах вновь строящейся железнодорожной линии продольный профиль железнодорожных путей (кроме сортировочных), на которых предусматривают отцепку локомотивов от вагонов и производство маневровых операций, следует предусматривать вогнутого (ямообразного) очертания с одинаковыми отметками высот по концам полезной длины железнодорожных путей (трехэлементный профиль). Глубину понижения при устройстве трехэлементного профиля принимают равной от 0,45 до 0,55 м на 1 км станционного пути, крутизну противоуклона - от 1,5‰ до 2,5‰.
5.2 Длину станционных площадок на вновь строящихся железнодорожных линиях следует устанавливать в зависимости от полезной длины приемо-отправочных железнодорожных путей на перспективу, типа расположения приемо-отправочных железнодорожных путей (продольное, полупродольное, поперечное), организации движения соединенных поездов. Минимальная длина станционных площадок раздельных пунктов указана в таблице 1.
Таблица 1 - Минимальная длина станционных площадок раздельных пунктов
Раздельный пункт | Размеры движения железнодорожной линии | Расположение приемо-отправочных железнодорожных путей | Минимальная длина станционной площадки (для новой железнодорожной линии), м, при полезной длине приемо-отправочных железнодорожных путей 1050 м |
Разъезд | С особо интенсивным движением поездов, с интенсивным движением поездов, со средней интенсивностью движения поездов | Продольное | 2450 |
То же | Полупродольное | 1800 | |
" | Поперечное | 1450 | |
Малоинтенсивные линии | То же | 1300 | |
Обгонный пункт | С особо интенсивным движением поездов, с интенсивным движением поездов, со средней интенсивностью движения поездов | Продольное | 2600 |
То же | Полупродольное | 1900 | |
То же | Поперечное | 1500 | |
" | Полупродольное | 1900 | |
" | Поперечное | 1500 | |
Промежуточная станция | С особо интенсивным движением поездов, с интенсивным движением поездов, со средней интенсивностью движения поездов | Продольное | 2900 |
То же | Полупродольное | 2200 | |
" | Поперечное | 1650 | |
Малоинтенсивные линии | То же | 1450 | |
Участковая станция | С особо интенсивным движением поездов, с интенсивным движением поездов, со средней интенсивностью движения поездов | Продольное | 4000 |
То же | Полупродольное | 2850 | |
" | Поперечное | 2400 | |
Малоинтенсивные линии | То же | 2000 | |
Примечания |
5.3 Площадки разъездов и обгонных пунктов, при возможности топографических условий, следует проектировать на возвышениях профиля (горбах), а участки, предшествующие входным сигналам, на протяжении, равном полезной длине приемо-отправочных железнодорожных путей, - на уклонах, обеспечивающих трогание поезда с места.
На раздельных пунктах вновь строящихся железнодорожных линий с электрической тягой на постоянном токе, на которых предусматривают остановку грузовых поездов массой, разрешенной графиком движения поездов, продольный профиль станционной площадки и участка выхода в сторону затяжного подъема с ограничивающим уклоном проектируют с учетом обеспечения разгона поездов до расчетной скорости на этом подъеме.
5.4 При реконструкции существующих железнодорожных станций, разъездов и обгонных пунктов, при строительстве вновь строящихся раздельных пунктов с путевым развитием на существующих железнодорожных линиях крутизну элементов продольного профиля в пределах всей длины приемо-отправочных железнодорожных путей проектируют в соответствии с нормами 5.1.
Стрелочные горловины при невозможности их размещения на уклонах, предусмотренных в 5.1, допускается располагать на уклонах не круче ограничивающего, уменьшенного на 2‰, а в особо трудных условиях, при соответствующем обосновании в проектной документации, - на ограничивающем уклоне.
5.5 При реконструкции существующих разъездов и обгонных пунктов, на которых не предусмотрено выполнения маневров, в тех случаях, когда размещение приемо-отправочных железнодорожных путей в пределах полезной длины на горизонтальной площадке связано с перетрассировкой подходов, переустройством искусственных сооружений, приемо-отправочные железнодорожные пути в удлиняемой части допускается располагать на уклонах до руководящего включительно.
При реконструкции приемо-отправочных железнодорожных путей существующих железнодорожных станций, расположенных в особо трудных условиях, допускается размещать эти пути на уклонах не круче 10‰.
При реконструкции существующих железнодорожных станций, разъездов и обгонных пунктов следует сохранять существующие уклоны и длины элементов продольного профиля в не переустраиваемой части.
Средний уклон станционных железнодорожных путей, на которых предусматривают соединение или разъединение соединенных поездов, принимают равным не более 6‰.
5.6 При строительстве и реконструкции приемо-отправочных железнодорожных путей, расположенных на уклонах, предусматривают меры против самопроизвольного ухода вагонов (составов) за пределы полезной длины железнодорожных путей (см. 7.1.11).
Значение среднего уклона в пределах полезной длины железнодорожных путей определяют из условия удержания поездов вспомогательными тормозами локомотивов, условия трогания поездов с места.
5.7 Для вновь строящихся и реконструируемых станционных железнодорожных путей (кроме главных станционных железнодорожных путей (далее - главных железнодорожный путей), приемо-отправочных и соединительных железнодорожных путей), по которым осуществляют пропуск железнодорожного подвижного состава со скоростью не более 10 км/ч, следует принимать:
а) минимальный радиус кривой в плане:
1) не менее 200 м,
2) в трудных условиях - не менее 150 м;
3) S-образных кривых - не менее 180 м;
б) радиус вертикальной кривой - не менее 500 м.
5.8 Пассажирские остановочные пункты следует располагать на уклонах, обеспечивающих трогание с места останавливающихся на них пассажирских поездов, в том числе пассажирских поездов повышенной длины и соединенных. Величина уклонов определяется на основе тяговых расчетов.
5.9 Железнодорожные пути у погрузочно-разгрузочных платформ и площадок, железнодорожные пути, предназначенные для стоянки составов или вагонов без локомотивов, железнодорожные пути, предназначенные для экипировки и стоянки локомотивов, следует располагать на горизонтальных площадках, в трудных условиях - на уклонах до 2,5‰.
Железнодорожные пути для стоянки пассажирских составов и отдельных вагонов без локомотивов на пассажирских и пассажирских технических железнодорожных станциях и железнодорожные пути в зданиях следует размещать на горизонтальных площадках.
Во всех случаях предусматривают меры против самопроизвольного выхода железнодорожного подвижного состава на маршруты следования (см. 7.1.11).