Статус документа
Статус документа

Р 50.1.096-2014 Менеджмент непрерывности бизнеса. Руководство по проведению учений и проверке планов непрерывности бизнеса

     2 Термины и определения


В настоящих рекомендациях применены следующие термины с соответствующими определениями.

2.1 инструктаж (brief): Ознакомление с документами (или устные разъяснения), которые объясняют правила проведения учения его участникам, и/или предоставляют им информацию о сценарии учения.

2.2 итоговый опрос (debrief): Возможность участников учения или реагирования на инцидент рассмотреть и предоставить отзывы о функциональной результативности, эффективности и способности к восстановлению (обычно сразу после окончания учений или инцидента) с целью идентификации полученного опыта и мнения участников, которые обеспечивают возможности для совершенствования.

Примечание - При проведении итогового опроса возможно также проведение дискуссии. Записи о полученном опыте сохраняют. Итоговый опрос сразу после завершения учений также называют "горячим итоговым опросом". Итоговый опрос является важной частью усвоения и передачи опыта, полученного в ходе учения или устранения инцидента.

2.3 руководящий персонал (directing staff):

Примечание - См. раздел 7 и приложение А для получения информации о функциях руководящего персонала.

2.3.1 управляющий (controller): Участник учения, осуществляющий управление частью или всем учением и ответственный за:

- управление участниками ролевых игр и наблюдателями;

- координирование импровизированных ответов сторон на вопросы, не предусмотренные сценарием;

- общее управление учением, включая области здоровья и безопасности.

2.3.2 руководитель учений (director): Участник учений, осуществляющий управление всем учением или его частью и ответственный за:

- достижение целей учения;

- начало и остановку учения.

Примечание - В разделе 7 приведена дополнительная информация о роли руководителя учений.

2.3.3 наблюдатель (observer): Участник учения, который наблюдает за определенными сегментами учений по мере их появления, не вмешиваясь в деятельность других участников.

Примечание - Наблюдатели играют ключевую роль в процессе итогового опроса и подготовки отчета по результатам учений. Также используют термин "ВИП-наблюдатели" для наблюдателей, которые обычно посещают учения только на короткое время, в основном для целей обеспечения внешней или внутренней связи с общественностью и пиара, и не принимают участия в итоговом опросе. Наблюдатели отличаются от арбитров тем, что они пассивны, в то время как арбитры являются активными участниками учений.

2.3.4 ролевой игрок (role-player): Участник учения, по сценарию играющий роль стороны, вовлеченной в реальный инцидент, но не участвующей в учении.

2.3.5 специалист по технике безопасности (safety officer): Участник учения (обычно в режиме реального поведения), который обеспечивает максимально безопасное выполнение всех действий во время учения.

2.3.6 арбитр (umpire): Участник учения, имеющий полномочия вмешиваться в процесс учения и выносить решения по возможным спорам с целью содействия продвижению учений к намеченной цели или задачам.

Примечание - Арбитров часто используют для оценки задач, которые были заранее определены в проекте учения. Арбитр также может выступать в роли специалиста по технике безопасности.

2.4 типы учений

2.4.1 тренировка (drill): Координируемая, контролируемая деятельность с целью проверки одной установленной операции, процедуры или функции в единственном подразделении организации.

Примечание - См. 5.1 а).

2.4.2 учение (exercise): Запланированная репетиция возможного инцидента, разработанная для оценки способности организации справиться с этим инцидентом и возможности совершенствования ответных мер организации в будущем, а также повышения компетентности вовлеченных сторон.

Примечание - Проверка (см. 2.5 и 5.1) - это особый тип учения, который направлен на выявление пригодности/непригодности элемента по отношению к заданной цели или задаче планируемого учения.

2.4.3 реалистичная игра (live play): Учение, которое, насколько это возможно с точки зрения безопасности, приближено к ожидаемым событиям во время реального инцидента.

2.4.4 групповое учение (seminar (or syndicate) exercise): Учения, в которых участников делят на группы для обсуждения установленных вопросов.

Примечание - См. 5.1 б)