Р 50.1.099-2014
РЕКОМЕНДАЦИИ ПО СТАНДАРТИЗАЦИИ
Стандартизация в Российской Федерации
МЕТОДИКА ОЦЕНКИ ЭФФЕКТИВНОСТИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ТЕХНИЧЕСКИХ КОМИТЕТОВ ПО СТАНДАРТИЗАЦИИ
ОКС 01.120
Дата введения 2015-07-01
Предисловие
1 РАЗРАБОТАНЫ Федеральным государственным унитарным предприятием "Всероссийский научно-исследовательский институт стандартизации и сертификации в машиностроении" (ВНИИНМАШ)
2 ВНЕСЕНЫ Техническим комитетом по стандартизации ТК 12 "Методология стандартизации"
3 УТВЕРЖДЕНЫ И ВВЕДЕНЫ В ДЕЙСТВИЕ Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 30 октября 2014 г. N 1465-ст
4 ВВЕДЕНЫ ВПЕРВЫЕ
Правила применения настоящего стандарта установлены в ГОСТ Р 1.0-2012 (раздел 8). Информация об изменениях к настоящему стандарту публикуется в ежегодном (по состоянию на 1 января текущего года) информационном указателе "Национальные стандарты", а официальный текст изменений и поправок - в ежемесячном указателе "Национальные стандарты". В случае пересмотра (замены) или отмены настоящего стандарта соответствующее уведомление будет опубликовано в ближайшем выпуске ежемесячного информационного указателя "Национальные стандарты". Соответствующая информация, уведомление и тексты размещаются также в информационной системе общего пользования - на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет (gost.ru)
Введение
В организационно-функциональной структуре национальной системы стандартизации техническим комитетам по стандартизации, осуществляющим деятельность по организации разработки, согласованию и экспертизе стандартов, отводится ключевая роль.
Вопросы повышения эффективности деятельности технических комитетов по стандартизации как ключевого элемента национальной системы стандартизации являются ведущим направлением работ по совершенствованию и развитию национальной системы стандартизации.
Технические комитеты по стандартизации как сообщества квалифицированных экспертов в определенной области деятельности являются постоянными рабочими органами, ключевым звеном при проведении работ по стандартизации.
Технические комитеты по стандартизации становятся коллективными и наиболее авторитетными экспертами, призванными представлять весь спектр интересов российского бизнеса, научно-технического сообщества и общественных объединений граждан, потребителей продукции или услуг, а также государства как арбитра, обеспечивающего баланс этих интересов.
Учитывая, что технические комитеты по стандартизации играют важную роль в национальной системе стандартизации, необходимо наличие надежного инструмента оценки эффективности их деятельности. Именно этим и обусловлена актуальность разработки настоящих рекомендаций, позволяющих принимать обоснованные решения об эффективности их работы.
Настоящие рекомендации разработаны с учетом положений сбалансированной системы показателей и являются этапом совершенствования системы управления качеством функционирования технических комитетов по стандартизации.
В дополнение к показателям, представленным в данной методике, планируется введение показателя, учитывающего квалификацию руководства ТК и экспертов ТК, привлекаемых к работам по экспертизе проектов документов в области стандартизации.
Настоящие рекомендации устанавливают методику оценки эффективности деятельности технических комитетов по стандартизации (далее - ТК).
В настоящих рекомендациях использованы нормативные ссылки на следующие стандарты:
ГОСТ Р 1.1-2013 Стандартизация в Российской Федерации. Технические комитеты по стандартизации. Правила создания и деятельности
ГОСТ Р 1.2-2004 Стандартизация в Российской Федерации. Стандарты национальные Российской Федерации. Правила разработки, утверждения, обновления и отмены
Примечание - При пользовании настоящим стандартом целесообразно проверить действие ссылочных стандартов в информационной системе общего пользования - на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет или по ежегодному информационному указателю "Национальные стандарты", который опубликован по состоянию на 1 января текущего года, и по выпускам ежемесячного информационного указателя "Национальные стандарты" за текущий год. Если заменен ссылочный стандарт, на который дана недатированная ссылка, то рекомендуется использовать действующую версию этого стандарта с учетом всех внесенных в данную версию изменений. Если заменен ссылочный стандарт, на который дана датированная ссылка, то рекомендуется использовать версию этого стандарта с указанным выше годом утверждения (принятия). Если после утверждения настоящего стандарта в ссылочный стандарт, на который дана датированная ссылка, внесено изменение, затрагивающее положение, на которое дана ссылка, то это положение рекомендуется применять без учета данного изменения. Если ссылочный стандарт отменен без замены, то положение, в котором дана ссылка на него, рекомендуется применять в части, не затрагивающей эту ссылку.
3.1 В настоящих рекомендациях применены термины, которые установлены и определены в действующих в Российской Федерации стандартах на термины и определения в области стандартизации ГОСТ Р 1.1 и ГОСТ Р 1.2.
3.2 В настоящих рекомендациях применены следующие сокращения:
ТК - Технический комитет по стандартизации;
ИСО - Международная организация по стандартизации;
МЭК - Международная электротехническая комиссия;
ПРНС - Программа разработки национальных стандартов.
4.1 Оценку эффективности деятельности ТК проводят с 2015 года институты Росстандарта, которые курируют закрепленные за ними ТК.
4.2 Оценку эффективности деятельности ТК осуществляют ежегодно по итогам их работы в предыдущем году на основе информации содержащейся в ежегодных отчетах ТК.
4.3 Методика применяется для оценки эффективности деятельности ТК, действующих на момент проведения оценки не менее двух лет.
4.4 Допускается изменение Росстандартом коэффициентов весомости показателей эффективности деятельности экспертными методами ТК на основе накопленной информации.
4.5 В случае неэффективной деятельности ТК, национальным органом по стандартизации может быть принято решение о расформировании или реорганизации ТК.
5 Оценка эффективности деятельности технических комитетов по стандартизации
5.1 При оценке эффективности деятельности ТК учитывают их деятельность по национальной, межгосударственной и международной стандартизации, организованность и открытость (прозрачность) этой деятельности.
5.2 Интегральный показатель эффективности деятельности ТК рассчитывают по формуле
, (1)*
где i - номер ТК;
- коэффициент весомости показателей эффективности деятельности ТК, входящих в состав интегрального показателя;
j - порядковый номер коэффициента весомости;
- показатель эффективности деятельности ТК по национальной стандартизации;
- показатель эффективности деятельности ТК по межгосударственной стандартизации;
- показатель эффективности деятельности ТК по международной стандартизации;
- показатель организованности и открытости (прозрачности) деятельности ТК.
______________
* Формула и экспликация к ней соответствуют оригиналу. - Примечание изготовителя базы данных.
Значения коэффициентов весомости, входящих в состав интегрального показателя, представлены в таблице 1. Сумма коэффициентов весомости показателей деятельности ТК, входящих в состав интегрального показателя, равна единице.
Таблица 1 - Коэффициенты весомости показателей эффективности деятельности ТК, входящих в состав интегрального показателя
Наименование показателя | Коэффициент весомости | |
Обозначение | Значение | |
Показатель эффективности деятельности ТК по национальной стандартизации | 0,330 | |
Показатель эффективности деятельности ТК по межгосударственной стандартизации | 0,330 | |
Показатель эффективности деятельности ТК по международной стандартизации | 0,210 | |
Показатель организованности и открытости (прозрачности) деятельности ТК | 0,130 | |
Примечание - Коэффициенты весомости показателей при необходимости могут быть изменены Росстандартом. |
5.3 Показатель эффективности деятельности ТК по национальной стандартизации рассчитывают по формуле
, (2)
где - коэффициент весомости показателей деятельности ТК по национальной стандартизации;
j - порядковый номер показателя;
- количество национальных стандартов, закрепленных за ТК, по состоянию на 1 января текущего года;
- количество тем ПРНС по разработке национальных стандартов по тематике ТК на отчетный год;