Насыпная плотность является важным показателем при осуществлении поставок биотоплива в объемных единицах измерения и, наряду с низшей теплотой сгорания, позволяет оценить его удельную энергоемкость. Информация о насыпной плотности дает возможность рассчитать требуемую вместимость транспортных средств для перевозки топлива и хранилищ для его складирования.
При выборе складского помещения для хранения биотоплива следует учитывать условия хранения (высоту штабеля, влажность помещения), которые, как правило, сильно отличаются от условий, в которых находится проба при определении насыпной плотности с помощью стандартного контейнера.
Для определения насыпной плотности в соответствии с методом, изложенным в настоящем стандарте, выбирают один из двух стандартных контейнеров - объемом 5 или 50 л. В связи с ограниченными объемами этих контейнеров настоящий стандарт распространяется не на все твердые биотоплива. Настоящий стандарт не распространяется, например, на древесное полено, неизмельченную кору, кипованное биотопливо и крупные брикеты. Насыпную плотность таких топлив рассчитывают исходя из их массы и объема контейнера или вагона, в котором их перевозят.
Настоящий стандарт устанавливает метод определения насыпной плотности с уплотнением сыпучего материала вследствие удара. Применение именно этого метода объясняется несколькими причинами. При ударе происходит некоторое уменьшение объема топлива вследствие его уплотнения, которое наблюдается и в реальных условиях производства и применения биотоплива. Как правило, в реальных условиях биотопливо транспортируется и хранится в больших контейнерах или бункерах. При этом большая масса приводит к повышению давления и к оседанию топлива, чему дополнительно может способствовать вибрация при транспортировке. Кроме того, на практике погрузка и разгрузка часто осуществляется при значительной высоте падения биотоплива, что приводит к большему уплотнению за счет большей кинетической энергии падающих частиц биотоплива. Таким образом, метод с уплотнением биотоплива вследствие удара дает результаты, которые более соответствуют реальной насыпной плотности, чем метод без уплотнения. Это особенно важно в случае, когда массу поставляемого биотоплива оценивают по вместимости транспортного средства, что практикуется во многих странах.
Исследования показывают, что уплотнение вследствие удара, в зависимости от вида биотоплива, составляет величину от 6 до 18% [1].