Статус документа
Статус документа

ГОСТ 33179-2014 Дороги автомобильные общего пользования. Изыскания мостов и путепроводов. Общие требования

     3 Термины и определения


В настоящем стандарте применены следующие термины с соответствующими определениями:

3.1 воздушное лазерное сканирование: Метод топографической съёмки с помощью лазерного сканера.

3.2 вынос трассы в натуру: Комплекс полевых изыскательских работ в составе инженерно-геодезических изысканий по проложению (трассированию) и закреплению на местности проектного положения оси мостового перехода.

3.3 геодезическая основа для строительства мостового перехода: Совокупность пунктов (точек) геодезических сетей на территории изысканий мостового перехода, используемых при осуществлении строительной деятельности и включающих государственные, опорные и съемочные геодезические сети, а также пункты геодезической разбивочной основы.

3.4 геодезическая привязка: Определение положений закрепленных на местности точек зданий и сооружений и их элементов в принятых системах координат и высот.

3.5 геологический процесс: Изменение состояния компонентов геологической среды во времени и в пространстве под воздействием природных факторов.

3.6 геотехническая категория объекта строительства: Категория сложности строительства объекта, определяемая в зависимости от его уровня ответственности и сложности инженерно-геологических условий.

3.7 геотехнический мониторинг: Система наблюдений и контроля состояния и изменения грунтовых, природных и техногенных условий в процессе строительства и эксплуатации объекта.

3.8 гидрометеорологические характеристики: Количественные оценки элементов гидрометеорологического режима, устанавливаемые по данным наблюдений путем их анализа и расчетов.

3.9 глубинный репер: Нивелирный репер специальной конструкции (основание которого устанавливается на плотные динамически устойчивые грунты), служащий высотной геодезической основой для выполнения геодезических наблюдений за деформациями зданий сооружений и земной поверхности.

3.10 грунтовый репер: Нивелирный репер, основание которого устанавливается ниже глубины промерзания, оттаивания или перемещения грунта и служащий в качестве высотной геодезической основы при создании (развитии) геодезических сетей.

3.11 инженерная цифровая модель местности; ИЦММ: Совокупность в векторно-топологическом представлении информации о пространственном положении, характеристиках объектов местности, связях между ними и топографической поверхности, представленные в форме, доступной для обработки на ЭВМ, и обеспечивающая автоматизированное решение инженерных задач. Включает два основных компонента - цифровую модель рельефа и цифровую модель ситуации.

3.12 инженерно-геологические условия: Совокупность характеристик компонентов геологической среды исследуемой территории (рельефа, состава и состояния горных пород, условий их залегания и свойств, включая подземные воды, геологических и инженерно-геологических процессов и явлений), влияющих на условия проектирования и строительства, а также на эксплуатацию инженерных сооружений соответствующего назначения.

3.13 инженерно-геологические процессы: Изменение компонентов геологической среды во времени и в пространстве под воздействием природных и техногенных факторов.

3.14 инженерно-геологическое строение: Совокупность характеристик компонентов геологической среды исследуемой территории (рельефа, состава и состояния горных пород, условий их залегания и свойств, включая подземные воды, геологических и инженерно-геологических процессов и явлений), влияющих на условия проектирования и строительства, а также на эксплуатацию инженерных сооружений соответствующего назначения.

3.15 инженерно-геодезические изыскания: Комплекс топографических и геодезических работ, в процессе которых исследуется ситуация и рельеф на участке, где запланировано строительство.

3.16 инженерно-геологические изыскания: Комплекс исследований, в ходе которых проводится изучение инженерно-геологических условий района (объекта, площадки, участка, трассы) предполагаемого места строительства, включая рельеф, сейсмотектонические, геоморфологические и гидрогеологические процессы, геологическое строение и составление прогноза возможных изменений инженерно-геологических условий при взаимодействии данных объектов с геологической средой.

3.17 инженерно-геологическая рекогносцировка - это системный метод изучения геологических условий строительства, используемый на начальном этапе инженерно-геологических исследований. Инженерно-геологическая рекогносцировка проводится с целью описания инженерно-геологических условий изучаемой территории и включает геоморфологические, геологические, гидрогеологические, экологические и гидрометеорологические наблюдения. В ходе рекогносцировки решаются следующие основные задачи: осмотр места изыскательских работ; визуальная оценка рельефа; описание имеющихся обнажений, в том числе карьеров, строительных выработок и т.д.; описание водопроявлений; описание геоботанических индикаторов гидрогеологических и экологических условий; описание внешних проявлений геодинамических процессов; опрос местного населения о проявлении опасных геологических и инженерно-геологических процессов, об имевших место чрезвычайных ситуациях и т.д.

3.18 инженерно-геотехнические изыскания: Комплекс геотехнических работ и исследований с целью получения исходных расчетных значений для проектирования фундаментов, опор и др. на участках размещения объектов капитального строительства и индивидуального проектирования, необходимых и достаточных для построения расчетной геомеханической модели взаимодействия зданий и сооружений с основанием.

3.19 инженерно-гидрометеорологические изыскания: Комплекс работ по изучению элементов гидрометеорологического режима, включающий в себя как собственно наблюдения, выполняемые без каких-либо изменений - чисто визуально, так и действия, связанные с производством количественных оценок (измерений) характеристик гидрометеорологических явлений и процессов.

3.20 инженерные изыскания: Процесс комплексного изучения природных и техногенных условий района проектирования мостового перехода и прилегающей к нему территории, автомобильной дороги с целью получения исходных данных, необходимых для принятия обоснованных проектных решений.

3.21 камеральное трассирование мостового перехода: Трассирование вариантов положения оси мостового перехода, представленных в графической, цифровой или иных формах, выполняемое по картам, планам, аэро- и космоснимкам и другим картографическим материалам.

3.22 карта инженерно-геологических условий: Отображение на топографическом плане (карте) в цифровой, графической и иных формах компонентов геологической среды, оказывающих влияние на здания и сооружения.

3.23 карта инженерно-геологического районирования: Отображение на топографическом плане (карте) инженерно-геологических условий выделенных таксономических единиц (районов, подрайонов, участков и т.п.) с принятой (заданной) степенью однородности этих условий.

3.24 карта инженерно-экологическая: Графическое отображение на карте экологического состояния окружающей среды и (или) прогноза ее изменения на заданный интервал времени или латерального распределения техногенных нагрузок и содержания поллютантов.

3.25 карта опасности природных и техноприродных процессов (карта опасности): Отображение на специальной карте (в цифровой, графической и иных формах) характеристик опасности (интенсивности, повторяемости, вероятности и др.) природных или техноприродных процессов.

3.26 карта риска от природных и техноприродных процессов (карта риска): Отображение на специальной карте (в цифровой, графической и иных формах) вероятных потерь (социальных, материальных и др.) от воздействий природных и техноприродных процессов.

3.27 категории сложности инженерно-геологических условий: Условная классификация геологической среды по совокупности факторов инженерно-геологических условий, определяющих сложность изучения исследуемой территории, выполнение различного состава и объемов изыскательских работ.