Статус документа
Статус документа


РМГ 129-2013

     

РЕКОМЕНДАЦИИ ПО МЕЖГОСУДАРСТВЕННОЙ СТАНДАРТИЗАЦИИ

     

Государственная система обеспечения единства измерений

     
ТРЕБОВАНИЯ К СПЕЦИАЛИСТАМ В ОБЛАСТИ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ЕДИНСТВА ИЗМЕРЕНИЙ, ОСУЩЕСТВЛЯЮЩИМ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В СФЕРЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬНОЙ МЕТРОЛОГИИ (ЭКСПЕРТАМ-МЕТРОЛОГАМ)

     
State system for ensuring the uniformity of measurements. Requirements to the specialists in the sphere of ensuring of measurements uniformity, working in the field of legal metrology (experts-metrologists)



МКС 17.020

Дата введения 2015-07-01

     

Предисловие


Цели, основные принципы и основной порядок проведения работ по межгосударственной стандартизации установлены в ГОСТ 1.0-92 "Межгосударственная система стандартизации. Основные положения" и ГОСТ 1.2-2009 "Межгосударственная система стандартизации. Стандарты межгосударственные, правила и рекомендации по межгосударственной стандартизации. Правила разработки, принятия, применения, обновления и отмены"

Сведения о рекомендациях

1 РАЗРАБОТАНЫ Федеральным государственным унитарным предприятием "Всероссийский научно-исследовательский институт метрологической службы" (ФГУП "ВНИИМС")

2 ВНЕСЕНЫ Федеральным агентством по техническому регулированию и метрологии (Росстандарт)

3 ПРИНЯТЫ Межгосударственным советом по стандартизации, метрологии и сертификации (протокол от 27 декабря 2013 г. N 63-П)

За принятие проголосовали:

Краткое наименование страны по МК (ИСО 3166) 004-97

Код страны по
 МК (ИСО 3166) 004-97

Сокращенное наименование национального органа по стандартизации

Армения

AM

Минэкономики Республики Армения

Казахстан

KZ

Госстандарт Республики Казахстан

Киргизия

KG

Кыргызстандарт

Россия

RU

Росстандарт

Таджикистан

TJ

Таджикстандарт

4 Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 11 июня 2014 г. N 656-ст рекомендации по межгосударственной стандартизации РМГ 129-2013 введены в действие в качестве рекомендаций по метрологии Российской Федерации с 1 июля 2015 г.

5 ВВЕДЕНЫ ВПЕРВЫЕ


Информация об изменениях к настоящим рекомендациям публикуется в ежегодно издаваемом информационном указателе "Руководящие документы, рекомендации и правила", а текст изменений и поправок - в ежемесячно издаваемом информационном указателе "Национальные стандарты".
     
     В случае пересмотра (замены) или отмены настоящих рекомендаций соответствующее уведомление будет опубликовано в ежемесячно издаваемом информационном указателе "Национальные стандарты". Соответствующая информация, уведомление и тексты размещаются также в информационной системе общего пользования - на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет


     1 Область применения


Настоящие рекомендации устанавливают требования к сертифицированным экспертам-метрологам, осуществляющим экспертную деятельность в сфере законодательной метрологии, компетенция которых признается в рамках Межгосударственного совета по стандартизации, метрологии и сертификации.

     2 Нормативные ссылки


В настоящих рекомендациях приведены ссылки на следующие стандарты:

ГОСТ 8.009-84 Государственная система обеспечения единства измерений. Нормируемые метрологические характеристики средств измерений

ГОСТ 8.057-80 Государственная система обеспечения единства измерений. Эталоны единиц физических величин. Основные положения

ГОСТ 8.061-80 Государственная система обеспечения единства измерений. Поверочные схемы. Содержание и построение

ГОСТ 8.207-76 Государственная система обеспечения единства измерений. Прямые измерения с многократными наблюдениями. Методы обработки результатов наблюдений. Основные положения

________________

На территории Российской Федерации действует ГОСТ Р 8.736-2011.


ГОСТ 8.315-97 Государственная система обеспечения единства измерений. Стандартные образцы состава и свойств веществ и материалов. Основные положения

ГОСТ 8.395-80 Государственная система обеспечения единства измерений. Нормальные условия измерений при поверке. Общие требования

ГОСТ 8.401-80 Государственная система обеспечения единства измерений. Классы точности средств измерений. Общие требования

ГОСТ 8.417-2002 Государственная система обеспечения единства измерений. Единицы величин

ГОСТ 8.532-2002 Государственная система обеспечения единства измерений. Стандартные образцы состава веществ и материалов. Межлабораторная метрологическая аттестация. Содержание и порядок проведения работ

ГОСТ 8.566-2011 Государственная система обеспечения единства измерений. Межгосударственная система данных о физических константах и свойствах веществ и материалов. Основные положения

ГОСТ ИСО/МЭК 17025-2009 Общие требования к компетентности испытательных и калибровочных лабораторий

Примечание - При пользовании настоящими рекомендациями целесообразно проверить действие ссылочных документов в информационной системе общего пользования - на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет или по ежегодному информационному указателю "Национальные стандарты", который опубликован по состоянию на 1 января текущего года и по выпускам ежемесячного информационного указателя за текущий год. Если ссылочный документ заменен (изменен), то при пользовании настоящими рекомендациями следует руководствоваться заменяющим (измененным) стандартом. Если ссылочный стандарт отменен без замены, то положение, в котором дана ссылка на него, применяется в части, не затрагивающей эту ссылку.

     3 Термины, определения и сокращения

3.1 В настоящих рекомендациях применены следующие термины с соответствующими определениями:

3.1.1 эксперт-метролог: Физическое лицо, прошедшее процедуру сертификации на право проведения одного или нескольких видов работ в области оценки соответствия метрологических процедур и имеющее сертификат компетентности.

3.1.2 сертификации эксперта-метролога: Процедура, используемая органом по сертификации персонала для подтверждения выполнения установленных требований к квалификации эксперта-метролога.

3.1.3 область сертификации эксперта-метролога: Сфера деятельности эксперта по определенным направлениям оценки соответствия метрологических процедур, в отношении которых его компетентность подтверждена сертификатом.

3.1.4 орган по сертификации персонала: Официальный орган, который осуществляет процедуру сертификации персонала в установленном порядке и удовлетворяет требованиям [1].

3.1.5 производственный стаж: Опыт работы, признаваемый органом по сертификации персонала (приобретенный под руководством квалифицированного специалиста и необходимый для приобретения практических навыков и знаний для удовлетворения положениям, касающимся квалификации эксперта-метролога).

3.2 Сокращения

В настоящих рекомендациях применены следующие сокращения:

МОЗМ - Международная организация законодательной метрологии;

МКМВ - Международный комитет мер и весов;

МБМВ - Международное бюро мер и весов;

ИЛАК - Организация международного сотрудничества по аккредитации лабораторий;

МГС - Межгосударственный совет по стандартизации, метрологии и сертификации;

КООМЕТ - Организация Евро-Азиатского сотрудничества государственных метрологических утверждений*.

___________________

* Текст документа соответствует оригиналу. - Примечание изготовителя базы данных.          

     4 Общие положения

4.1 Настоящие рекомендации разработаны с целью создания условий для привлечения к работам в сфере законодательной метрологии квалифицированных экспертов-метрологов.

4.2 Регламентация гармонизированных с международными правилами и нормами требований к экспертам-метрологам, деятельность которых относится к сфере законодательной метрологии, осуществлена для решения следующих задач:

- повышение качества подготовки и оценки компетентности экспертов-метрологов стран СНГ, деятельность которых осуществляется в сфере законодательной метрологии;

- повышение эффективности результатов деятельности в сфере законодательной метрологии сертифицированных экспертов-метрологов при выполнении ими экспертных работ;

- создание условий для централизованной регистрации и учета сертифицированных экспертов-метрологов, деятельность которых осуществляется в сфере законодательной метрологии, и для мониторинга их участия в выполнении экспертных задач на межгосударственном уровне.

4.3 Экспертом-метрологом в сфере законодательной метрологии может быть специалист, работающий в области обеспечения единства измерений в сфере управления, науки, проектирования, производства, услуг, контроля и надзора, а также осуществляющий преподавательскую и/или консультационную деятельность в области обеспечения единства измерений.

4.4 Оценка компетентности экспертов-метрологов, осуществляющих деятельность в сфере законодательной метрологии, проводится на основе требований к их образованию, квалификации, соответствующим знаниям, умению и опыту работы, морально-этическим и коммуникационным качествам работника. Свод требований включает в себя как общие квалификационные требования, так и специальные (дополнительные) по каждой специализации, планируемой к включению в область сертификации эксперта.

4.5 Проверку соответствия компетентности специалиста установленным требованиям проводят на основе анализа предоставленных документов, оценивания знаний и практических навыков, его деловых и моральных качеств в рамках установленных МГС процедур сертификации экспертов-метрологов, регламентированных в [2].

4.6 Требования к подготовке экспертов-метрологов, осуществляющих деятельность в сфере законодательной метрологии, должны соответствовать установленным в [3].

4.7 Национальные органы по сертификации персонала, участвующие в ведении Межгосударственного реестра сертифицированных экспертов-метрологов, обеспечивают направление в Межгосударственный реестр документов на сертифицированных ими экспертов-метрологов, осуществляющих деятельность в сфере законодательной метрологии, в соответствии с [4].

     5 Общие требования к эксперту-метрологу, осуществляющему деятельность в сфере законодательной метрологии независимо от его специализации

5.1 Эксперт-метролог должен иметь:

- высшее техническое образование, соответствующее профессиональной подготовке (дополнительное профессиональное образование по соответствующей специализации);

- базовую компьютерную подготовку и не менее чем трехлетний производственный стаж работы в области обеспечения единства измерений;

- широкий научно-технический кругозор, обладать аналитическим складом ума, логическим мышлением, ясно и свободно выражать свою точку зрения в устной и письменной форме, реально оценивать ситуацию, понимать сложные процессы с точки зрения стратегической перспективы, логически обосновывать и аргументированно отстаивать свои выводы на основании полученных объективных данных, знать требования делового этикета и правила делового документооборота.

5.2 Эксперт-метролог должен:

- быть независимым от финансового или другого давления, способного повлиять на изменение сути своего экспертного заключения;

- осуществлять метрологическую экспертизу в строгом соответствии с соответствующими документами МГС без отступлений или упрощений;

- не допускать действий, которые могут дискредитировать межгосударственное сотрудничество по обеспечению единства измерений и непосредственно национальный орган по метрологии.

5.3 Эксперт-метролог должен постоянно поддерживать свою компетентность путем:

- регулярного участия в экспертной деятельности соответствующей специализации;

- периодического обучения на курсах повышения квалификации;

- участия в семинарах, конференциях и других подобных мероприятиях;

Доступ к полной версии документа ограничен
Этот документ или информация о нем доступны в системах «Техэксперт» и «Кодекс».
Нужен полный текст и статус документов ГОСТ, СНИП, СП?
Попробуйте «Техэксперт: Базовые нормативные документы» бесплатно
Реклама. Рекламодатель: Акционерное общество "Информационная компания "Кодекс". 2VtzqvQZoVs