Статус документа
Статус документа

ГОСТ 32869-2014 Дороги автомобильные общего пользования. Требования к проведению топографо-геодезических изысканий

     3 Термины и определения


В настоящем стандарте применены термины по ГОСТ 28441, а также следующие термины с соответствующими определениями:

3.1 абрис: Схематический чертеж местности, выполняемый от руки в поле с указанием всех снимаемых объектов и рельефа для построения топографических планов, или инженерная цифровая модель местности (далее - ИЦММ).

3.2 геодезическая основа для строительства: Совокупность пунктов (точек) геодезических сетей на участке изысканий, используемая при осуществлении строительства и включающая государственные, опорные и съемочные геодезические сети, а также пункты геодезической разбивочной основы.

3.3 геодезический пункт: Точка в составе геодезической сети, закрепленная на местности и являющаяся носителем координат, определенных геодезическими методами.

3.4 деформационный знак: Геодезический знак, устанавливаемый для наблюдений за смещениями земной поверхности, толщин горных пород, дорожного полотна автомобильной дороги, искусственных сооружений и элементов обустройства автомобильной дороги.

3.5 инженерно-топографический план: Крупномасштабное (М 1:200-1:5000) знаковое изображение небольшого участка земли, построенное без учета ее кривизны и сохраняющее постоянный масштаб в любой точке и по всем направлениям, отображающее элементы ситуации и рельефа местности (в том числе дна водотоков, водоемов и акватории), ее планировки, пунктов (точек) геодезической основы, существующих зданий и сооружений (подземных, наземных и надземных) с их техническими характеристиками.

3.6 камеральное трассирование: Вариантное проложение оси автомобильной дороги, выполняемое по картам, планам, аэро- и космоснимкам, ИЦММ и другим картографическим материалам, представленным в графической, цифровой или иных формах.

3.7 лазерное сканирование: Метод сбора пространственной информации при топографической съемке с помощью лазерного сканера воздушного или наземного базирования.

3.8 нивелирование: Определение превышений между точками местности, дороги, строений и искусственных сооружений.

3.9 опорная геодезическая сеть: Геодезическая сеть заданного класса (разряда) точности, создаваемая в процессе топографо-геодезических изысканий и служащая геодезической основой для обоснования проектных решений для строительства, выполнения топографических съемок, аналитических определений положения точек местности и сооружений, для планировки местности, создания разбивочной основы для строительства, обеспечения других видов изысканий, а также выполнения стационарных геодезических работ и исследований.

3.10 поперечный профиль дороги: Разрез рельефа местности и дороги вертикальной плоскостью, направленной перпендикулярно к оси автомобильной дороги.

3.11 полевое трассирование: Комплекс полевых изыскательских работ в составе топографо-геодезических изысканий по проложению (трассированию) на местности оси дороги.

3.12 полоса варьирования: Полоса на местности, в пределах которой осуществляется вариантное трассирование и определение наилучшего варианта.

3.13 притрассовая полоса: Полоса на местности под размещение автомобильной дороги, ширина которой складывается из ширины полосы отвода и ширины придорожных полос с обеих сторон дороги.

3.14 продольный профиль дороги: Разрез рельефа местности вертикальной плоскостью вдоль оси автомобильной дороги.

3.15 рекогносцировка: Предварительное полевое обследование местности для проложения автомобильной дороги.

3.16 система координат: Система отсчета, используемая для определения положения точки в пространстве при помощи чисел, представляющих собой расстояния и углы, измеренные от точки до точек или осей отсчета.

3.17 сложные участки трассы: Места распространения геологических процессов, явлений и образований, которые могут оказать существенное влияние на выбор проектных решений, технологию, сроки и стоимость строительства, эксплуатационный режим дорожных сооружений и их комплексов.

3.18 съемочная геодезическая сеть: Геодезическая сеть сгущения, создаваемая для производства топографической съемки в пределах ширины притрассовой полосы или в пределах ширины тахеометрической съемки.

3.19 тахеометрическая съемка: Способ определения координат точки местности как в плане, так и по высоте одной серией измерений.

3.20 тахеометрический ход: Комбинация теодолитных и высотных измерений горизонтальных углов, углов наклона на заднюю и переднюю точки и дальномерного расстояния в прямом и обратном направлениях.

3.21 топографическая съемка: Комплекс работ, выполняемых с целью получения съемочного оригинала топографической карты или плана, а также получения топографической информации в другой форме.

3.22 эталонные участки трассы: Представительные участки, строительные условия которых (по рельефу, инженерно-геологическим характеристикам, гидрологическому режиму и т.п.) могут быть распространены на другие, аналогичные им участки трассы.

3.23 государственная геодезическая сеть; ГГС: Совокупность геодезических пунктов, расположенных равномерно по всей территории и закрепленных на местности специальными центрами, обеспечивающими их сохранность и устойчивость в плане и по высоте в течение длительного времени.

3.24 дистанционное зондирование земли; ДЗЗ: Наблюдение за поверхностью земли, отдельными объектами авиационными и космическими средствами, оснащенными различными видами съемочной аппаратуры.

3.25 инженерная цифровая модель местности; ИЦММ: Совокупность в векторно-топологическом представлении информации о пространственном положении, характеристиках объектов местности, связях между ними и топографической поверхности, представленная в форме, доступной для обработки на ЭВМ, и обеспечивающая автоматизированное решение инженерных задач (включает в себя два основных компонента - цифровую модель рельефа и цифровую модель ситуации).

3.26 контрольно-измерительная аппаратура; КИА: Оборудование, применяемое для контроля признаков проявления и измерения смещений (деформаций) и разрушений на автомобильных дорогах и сооружениях, вызванных природными и техногенными процессами.

3.27 проектно-изыскательские работы; ПИР: Комплекс работ по проведению инженерных изысканий, разработке технико-экономических обоснований строительства, подготовке проектной и рабочей документации, составлению сметной документации для осуществления строительства автомобильных дорог.