9.1 Особенности выполнения инженерно-геологических изысканий на различных этапах и стадиях
9.1.1 Особенности инженерно-геологических изысканий при подготовке предпроектной документации
9.1.1.1 Инженерно-геологические изыскания при подготовке предпроектной документации должны обеспечивать определение ИГУ конкурирующих вариантов проложения трассы и выбор рекомендуемого варианта, а также составление прогноза изменения ИГУ в период строительства и эксплуатации дорог и дорожных сооружений на них.
Инженерно-геологические изыскания при подготовке предпроектной документации должны выполняться в полосе варьирования трассы и более углубленно в пределах притрассовых полос сравниваемых вариантов на ширину полосы ИГИ (согласно 8.2).
9.1.1.2 На данной стадии следует выполнять рекогносцировочные работы и/или среднемасштабную инженерно-геологическую съемку (см. таблицу В.1, приложение В).
9.1.1.3 При I категории сложности ИГУ заключение о целесообразности выбора трассы допускается составлять на основании материалов фондовых и литературных источников без проведения полевых работ. При необходимости следует проводить инженерно-геологическую рекогносцировку.
9.1.1.4 При II категории сложности ИГУ и недостаточной изученности территории намечаемого строительства для обоснования выбора трассы следует проводить комплексные ИГИ с полевыми работами.
9.1.1.5 Заказчик (застройщик) при составлении технического задания должен собирать, анализировать и учитывать имеющиеся литературные и фондовые материалы о местности, где предполагается размещение автомобильной дороги.
9.1.1.6 Состав изысканий, виды и объемы работ, методы исследований должна определять изыскательская организация в программе изысканий (см. 4.12).
9.1.1.7 В процессе подготовительных работ следует осуществлять сбор и обработку материалов:
- инженерно-геологических изысканий прошлых лет, геолого-съемочных работ, инженерно-геологического картирования, региональных исследований, мониторинговых наблюдений и др. (при выполнении таких работ по другим объектам в данной местности);
- аэрокосмических съемок территории;
- научно-исследовательских работ и научно-технической литературы, в которых приводится опыт изыскательских работ на исследуемой местности.
Дополнительно следует собирать данные о наличии местных строительных материалов (в том числе для вторичного использования вскрышных грунтов, твердых отходов производств в качестве грунтовых строительных материалов), об опыте строительства других сооружений в районе изысканий и сведения об имеющихся их деформациях, а также сведения об имевших место чрезвычайных ситуациях.
9.1.1.8 Инженерно-геологическая рекогносцировка должна проводиться перед другими видами полевых работ.
9.1.1.9 Рекогносцировку следует проводить вдоль осей намечаемых вариантов трасс автомобильных дорог в полосе шириной, указанной в 8.2.
9.1.1.10 При маршрутных наблюдениях необходимо выполнять описание естественных и искусственных обнажений горных пород (опорных разрезов), выходов подземных вод (родники, мочажины и т.п.) и других водопроявлений, искусственных водных объектов (с замером дебитов источников, уровней воды в колодцах и скважинах, температуры), проявлений геологических и инженерно-геологических процессов, типов ландшафтов, геоморфологических условий. При этом следует производить отбор образцов грунтов и проб воды для лабораторных исследований, осуществлять сбор опросных сведений и предварительное планирование мест размещения ключевых участков для более детальных исследований.
9.1.1.11 При описании имеющихся обнажений следует точно показать их положение на карте или схеме, отображать их размеры и высотное положение, а также производить фотографирование.
9.1.1.12 В процессе маршрутных наблюдений на малоизученных территориях следует применять методы геофизических исследований, в том числе высокопроизводительные методы георадиолокации и электротомографии, которые должны опережать буровые работы. Для оценки эффективности геофизических методов необходимо предусматривать проходку опорных скважин.
9.1.1.13 Результаты рекогносцировки следует использовать для разработки или уточнения программы последующих изысканий.
9.1.1.14 Дешифрирование космо- и аэрофотоснимков следует осуществлять предварительно в камеральных условиях, а на участках, требующих дополнительной информации, в процессе аэровизуальных и маршрутных наблюдений. Для дешифрирования космо- и аэрофотоснимков следует использовать материалы цифровой аэрофотосъемки с воздушным лазерным сканированием, тепловизорных съемок и бесконтактных геофизических исследований с воздуха, обеспечивающих информацией об особенностях рельефа и изменчивости геологической среды.
9.1.1.15 Космические съемки следует применять при изысканиях автомобильных дорог протяженностью более 100 км, аэрофотосъемки (в том числе с беспилотных летательных аппаратов) - при протяженности автомобильных дорог более 20 км.
9.1.1.16 Буровые скважины в дополнение к требованиям, указанным в 8.2, следует размещать вдоль оси трассы, в местах пересечения водотоков (водостоков) и других сооружений, на характерных точках рельефа (возвышенностях, склонах, понижениях, оврагах, болотах) с учетом инженерно-геологических особенностей (глубину выработок следует определять на основании требований 8.2).
9.1.1.17 Горные и буровые работы, статическое и динамическое зондирование, опробование грунтов и подземных вод следует выполнять, располагая точки наблюдения преимущественно на ключевых участках.
9.1.1.18 При ИГИ автомобильных дорог следует использовать преимущественно механический (шнековый) и вибрационный способы бурения скважин; при изысканиях мостовых сооружений - ударно-канатный или колонковый способ бурения.
9.1.1.19 Буровые работы должны сопровождаться отбором проб грунтов ненарушенного (монолиты) и нарушенного сложения по ГОСТ 12071.
9.1.1.20 Слабые грунты и грунты со специфическими свойствами следует испытывать полевыми методами (зондирование, испытание штампом и др.) с учетом 9.4.1. Определение характеристик свойств грунтов полевыми методами необходимо сочетать с лабораторными анализами.
9.1.1.21 Каждый водоносный горизонт взаимодействия объекта с геологической средой должен быть опробован для определения характеристик, приведенных в таблице Е.1 (приложение Е). Из каждого водоносного горизонта необходимо отбирать не менее трех проб воды.