Статус документа
Статус документа

ГОСТ 32868-2014 Дороги автомобильные общего пользования. Требования к проведению инженерно-геологических изысканий

     3 Термины и определения


В настоящем стандарте применены следующие термины с соответствующими определениями:

3.1 априорная информация: Сведения по объекту и району изысканий, полученные ранее.

3.2 геологическая среда: Верхняя часть литосферы, представляющая собой многокомпонентную динамическую систему (горные породы, подземные воды, газы, физические поля - тепловые, гравитационные, электромагнитные и др.), в пределах которой осуществляют инженерно-хозяйственную (в том числе инженерно-строительную) деятельность.

3.3 геологический процесс: Изменение состояния компонентов геологической среды во времени и в пространстве под воздействием природных факторов.

3.4 геотехнические изыскания: Комплекс геотехнических работ и исследований с целью получения исходных расчетных значений для проектирования фундаментов, опор и др. на участках размещения объектов капитального строительства и индивидуального проектирования, необходимых и достаточных для построения расчетной геомеханической модели взаимодействия сооружений с основанием.

3.5 геотехнические исследования: Исследования, выполняемые в процессе геотехнических изысканий.

3.6 геофизические методы: Способы и средства изучения строения, состава и состояния геологической среды путем изменения информативных параметров физических полей искусственного или естественного происхождения с последующей обработкой и интерпретацией получаемой при этом информации.

3.7 засоленный грунт: Грунт, содержащий более 0,3% легкорастворимых солей от массы сухого грунта.

3.8 инженерная защита: Комплекс инженерных сооружений и мероприятий, предназначенный для защиты территорий и дорожных сооружений от отрицательного воздействия опасных инженерно-геологических процессов.

3.9 инженерно-геологическая модель: Совокупность информации о пространственном положении инженерно-геологических элементов в среде взаимодействия объекта и геологической среды.

3.10 инженерно-геологический процесс: Изменение состояния компонентов геологической среды во времени и пространстве под воздействием техногенных факторов.

3.11 карст: Совокупность явлений, связанных с воздействием воды (поверхностной, подземной) и выражающихся в частичном растворении горных пород с образованием в них пустот различной формы и размеров.

3.12 категория сложности инженерно-геологических условий: Классификация инженерно-геологических условий по совокупности факторов, определяющих сложность, состав и объемы изыскательских работ на данной территории.

3.13 многолетнемерзлый грунт: Грунт, находящийся в мерзлом состоянии постоянно в течение трех и более лет.

3.14 набухающий грунт: Грунт, увеличивающий свой объем при замачивании водой или другой жидкостью и имеющий относительную деформацию набухания без нагрузки не менее 0,04 или развивающий давление набухания (в условиях ограниченного набухания).

3.15 органический грунт: Грунт, содержащий не менее 50% по массе органического вещества.

3.16 органоминеральный грунт: Грунт, содержащий от 3% до 50% по массе органического вещества.

3.17 подвижные (барханные) пески: Одноразмерные по составу пески с преобладанием частиц размерами 0,1-0,25 мм и почти полным отсутствием пылеватых и глинистых фракций.

3.18 подрабатываемые территории: Территории размещения автомобильных дорог, в пределах которых возможно развитие опасных деформаций в результате сдвижения горных масс, а также производилась ранее, производится в настоящее время или предусмотрена в будущем проходка подземных горных выработок с целью добычи полезного ископаемого, строительства камер, тоннелей и прочих подземных сооружений.

3.19 подтопляемые территории: Территории, на которых наблюдается процесс подъема уровня поверхностных грунтовых вод выше некоторого критического положения, а также формирования верховодки и (или) техногенного водоносного горизонта, приводящий к ухудшению инженерно-геологических условий местности, агромелиоративной и экологической обстановки.

3.20 полоса отвода: Земельные участки (независимо от категории земель), которые предназначены для размещения конструктивных элементов автомобильной дороги, дорожных сооружений и на которых располагаются или могут располагаться объекты дорожного сервиса.

3.21 придорожные полосы автомобильной дороги: Земельные участки, которые прилегают с обеих сторон к полосе отвода автомобильной дороги и в границах которых устанавливается особый режим их использования в целях обеспечения требований безопасности дорожного движения, а также нормальных условий реконструкции, капитального ремонта и эксплуатации автомобильной дороги, ее сохранности с учетом перспектив развития.

3.22 притрассовая полоса: Полоса местности под размещение автомобильной дороги, ширина которой складывается из ширины полосы отвода и ширины придорожных полос, расположенных с обеих сторон от полосы отвода.

3.23 просадочный грунт: Грунт, который под действием внешней нагрузки и собственного веса или только от собственного веса при замачивании претерпевает вертикальную деформацию (просадку) и имеет относительную деформацию просадки не менее 0,01.

3.24 пункт (точка) исследования: Место, в котором выполняются визуальные наблюдения, горные выработки, исследования полевыми и геофизическими методами.

3.25 район распространения специфических грунтов: Территория, в пределах которой специфические грунты залегают в зоне взаимодействия элементов сооружений с геологической средой и оказывают негативное влияние в процессе строительства и эксплуатации инженерных объектов.

3.26 режим подземных вод: Изменение во времени уровней (напоров), температуры, химического, газового и бактериологического состава и других характеристик подземных вод.

3.27 селевые выносы: Внезапно возникающие кратковременные разрушительные горные грязекаменные потоки (скорость течения до 10 м/с), насыщенные обломочным материалом (до 70% общего объема), образующиеся в руслах горных рек и временных водотоков во время длительных дождей и ливней, при интенсивном таянии снега и льда, а также при прорыве плотин, естественных и искусственных запруд в долинах, где имеются запасы рыхлого обломочного материала.