Статус документа
Статус документа

ГОСТ Р 56261-2014 Инновационный менеджмент. Инновации. Основные положения (Переиздание)

    5 Виды инноваций

5.1 Продуктовые и процессные инновации
     


    5.1.1 Продуктовая инновация

Продуктовая инновация характеризуется внедрением товара или услуги, являющихся новыми или значительно улучшенными в части их свойств или предполагаемого использования; процессная инновация относится к реализации нового или значительно улучшенного способа производства или метода поставки. Обзоры инноваций предприятий показывают, что доля предприятий, занимающихся продуктовыми и процессными инновациями, значительно варьирует в разных странах, и предприятия часто внедряют комбинированные виды инноваций, которые сочетают продуктовые и процессные инновации.

К продуктовым инновациям относятся значительные усовершенствования технических характеристик, компонентов и материалов, встроенного программного обеспечения, удобства использования или других функциональных характеристик. Продуктовые инновации включают как новую продукцию, так и новые применения существующей продукции:

1) новая продукция. Новыми продуктами считаются товары и услуги, значительно отличающиеся по своим характеристикам или предполагаемому использованию от продуктов, производимых предприятием ранее;

Примечание - Примерами новых продуктов, изготовленных с использованием новых технологий, можно считать первые микропроцессоры или цифровые фотоаппараты. Первый портативный МР3-плеер, в котором сочетались уже существовавшее программное обеспечение и технологии использования миниатюризированного жесткого диска, был новым продуктом, в котором комбинировались существовавшие до этого технологии;

2) новое применение продукции. Разработка нового способа использования продукта, подвергшегося лишь незначительным изменениям технических характеристик, является продуктовой инновацией.

Примечание - Примером служит внедрение нового моющего средства с использованием уже существовавшего химического состава, который ранее применялся лишь в качестве вспомогательного средства.


Продуктовые инновации в сфере услуг могут включать значительные усовершенствования в способах их предоставления (например, с точки зрения эффективности и быстроты), дополнение уже существующих услуг новыми функциями или характеристиками или внедрение совершенно новых услуг.

Примечание - Примерами являются значительные усовершенствования в предоставлении банковских услуг посредством Интернета, такие как значительное увеличение скорости и простота использования. Организация приближенных к потребителю пунктов заказа услуг вместо удаленных от него диспетчерских центров является примером улучшения качества обслуживания.


Дизайн является неотъемлемой частью разработки и реализации продуктовых инноваций. Тем не менее, изменения в дизайне, не влекущие значительного изменения в функциональных характеристиках продукта или способах его предполагаемого использования, не считаются продуктовыми инновациями, однако они могут быть маркетинговыми инновациями. Плановые обновления или регулярные сезонные изменения также не являются продуктовыми инновациями.

Продуктовые инновации могут использовать новые знания или технологии или основываться на новых областях применения или на сочетаниях существующих знаний или технологий. Значительные улучшения уже существующих продуктов могут осуществляться за счет изменений в материалах, компонентах и других характеристиках, которые повышают производительность. Внедрение тормозной системы ABS, глобальной навигационной спутниковой системы GPS или улучшения других подсистем транспортных средств являются примером продуктовой инновации, заключающейся в частичных изменениях или дополнениях какой-либо одной из многих интегрированных технических подсистем.

5.1.2 Процессная инновация

Процессная инновация характеризуется внедрением нового или значительно улучшенного способа производства или доставки продукта. К ним относятся значительные изменения в технологии, производственном оборудовании и/или программном обеспечении. Процессные инновации могут иметь целью снижение себестоимости производства или затрат по доставке продукции, повышение ее качества либо производство или доставку новых или значительно улучшенных продуктов. Процессные инновации можно рассматривать с точки зрения методов производства, методов доставки или их комбинации:

1) методы производства. Данные методы включают технологические процедуры, оборудование и программное обеспечение, применяемые в производстве товаров или услуг. Примерами новых методов производства являются установка нового автоматизированного оборудования на производственной линии или применение автоматизированного проектирования при разработке новой продукции;

2) методы доставки. Данные методы затрагивают логистику предприятия и объединяют оборудование, программное обеспечение и методики определения источника входящих потоков, выделение материальных средств внутри предприятия или доставку конечной продукции. Примерами новых методов доставки могут служить внедрение штрих-кодов или активной радиочастотной системы отслеживания перемещений транспортных средств (RFID).

Процессные инновации подразумевают значительные изменения в оборудовании и программном обеспечении, используемых предприятиями, ориентированными на предоставление услуг или, в процедурах и технологиях оказания услуг.

Примечание - Примерами служат внедрение отслеживающего устройства GPS в транспортном обслуживании, освоение новой системы резервирования в туристическом агентстве и разработка новых технологий управления проектами в консультационной компании.


Процессные инновации также включают новые или значительно улучшенные технологии, оборудование и программное обеспечение, используемые во вспомогательных видах деятельности, таких как снабжение, бухгалтерский учет, обработка данных и техническое обслуживание. Внедрение новой или значительно усовершенствованной информационно-коммуникационной технологии (ИКТ) является процессной инновацией, если оно нацелено на повышение эффективности или качества вспомогательной деятельности предприятия.

Применительно к товарам различие между продуктами и процессами очевидно. Однако в сфере услуг оно может быть менее явным, поскольку производство, предоставление и потребление многих услуг может происходить одновременно. Вот некоторые рекомендации по тому, как различать продуктовые и процессные инновации в сфере услуг:

1) если инновация включает новые или значительно улучшенные характеристики услуги, предлагаемой потребителям, то она является продуктовой инновацией;

2) если инновация включает новые или значительно улучшенные методы, оборудование или квалификацию работников при оказании услуг, то она является процессной инновацией;

3) если инновация включает значительные улучшения, как в характеристиках предлагаемой услуги так и в методах, оборудовании или квалификации работников при оказании услуг, то она является одновременно продуктовой и процессной инновацией.