Статус документа
Статус документа

ГОСТ Р 56261-2014 Инновационный менеджмент. Инновации. Основные положения (Переиздание)

    4 Общие положения


В настоящем стандарте содержится общая характеристика инноваций, определяются основополагающие понятия, а также приводится полная классификация инноваций.

Новая или значительно улучшенная продукция, полученная за счет конкретных мер индивидуализации продукции, регулярных сезонных и других циклических изменений в настоящем стандарте не рассматривается.

В соответствии с настоящим стандартом инновации подразделяются на продуктовые инновации, процессные инновации, организационные инновации и маркетинговые инновации. Однако многие инновации могут иметь характеристики нескольких типов, и в таком случае проблематично определить тип инновационной деятельности и отнести эти инновации к какому-то одному конкретному типу.

Инновации характеризуются по следующим аспектам:

- по степени влияния инноваций. Радикальную или прорывную инновацию можно определить как инновацию, которая имеет значительное влияние на рынок и хозяйственную деятельность предприятий на этом рынке; тогда как постепенные (инкрементальные) инновации касаются существующего продукта, услуги, процесса, организации или метода, чьи характеристики были значительно улучшены или модернизированы. Постепенные инновации являются преобладающей формой инноваций;

- по источникам инноваций. Технологические инновации, как правило, связаны с продуктовыми и процессными инновациями, тогда как нетехнологические инновации в основном связаны с организационными и маркетинговыми процессами. Технологические и нетехнологические инновации тесно взаимосвязаны;

- по социальным целям. Не существует единого определения социальной инновации, хотя большинство, как правило, подчеркивают ее ключевую цель - решение социальных задач - и в меньшей степени определение конкретных исполнителей. Социальные инновации предназначены для поиска новых решений социальных проблем путем выявления и оказания новых услуг, которые улучшают качество жизни отдельных лиц и общества в целом, а также путем выявления и реализации новых интеграционных процессов на рынке труда, используя новые компетенции, рабочие места и формы участия, как разнообразные элементы, которые вносят вклад в улучшение положения индивидуумов в трудовом коллективе.

Минимальное требование для того, чтобы изменение продукции или функций предприятия признавалось инновацией, состоит в том, чтобы оно содержало новаторскую идею или значительные улучшения деятельности предприятия.

Не все изменения можно рассматривать как инновации. Например, инновациями не являются:

- прекращение использования какого-либо процесса или метода, даже если это положительно влияет на функционирование предприятия;

- простая замена оборудования или расширение. Приобретение оборудования, идентичного уже используемому, либо небольшие дополнения и модернизация уже существующего оборудования или программного обеспечения не являются процессными инновациями;

- перемены, вызванные изменением цен на факторы производства;

- индивидуализация продукции. Предприятия, занимающиеся единичным производством, выполняют не только единичные, но и комплексные заказы своих клиентов. В том случае, если изделие единичного производства не имеет существенных отличий от уже производившихся данным предприятием ранее, это не является продуктовой инновацией;

- регулярные сезонные и другие циклические изменения. В некоторых отраслях промышленности, таких как швейная и обувная, происходят сезонные изменения товаров или услуг, которые могут сопровождаться изменениями внешнего вида соответствующей продукции. Текущее изменение внешнего вида изделия в целом не являются ни продуктовыми, ни маркетинговыми инновациями. Однако если сезонные изменения служат поводом для фундаментального изменения облика товара, что является частью нового маркетингового подхода, впервые используемого предприятием, это следует считать маркетинговой инновацией;

- продажа новой или значительно улучшенной продукции. Определение инновации для новых продуктов усложняется, когда речь идет о службах обработки готовой продукции и о торговой сети (оптовая и розничная торговля, транспортировка и складирование). Торговля новыми или улучшенными товарами, в общем-то, не является продуктовой инновацией для оптового продавца, розничной торговой точки или транспортного и складского предприятия. Однако если такое предприятие начинает работать с новой линией товаров, эта деятельность может рассматриваться как продуктовая инновация, поскольку предприятие предлагает новую услугу или продукт.