Статус документа
Статус документа

ГОСТ Р 56260-2014 Стратегическое развитие. Надлежащая практика регулирования. Руководство по надлежащей практике в области экологического менеджмента

     4.3 Устойчивое развитие: концептуально-прагматический подход

4.3.1 Устойчивое развитие - мировой уровень заинтересованности

Среди современных элементов развития, формирующих политику мирового управления экологическими ресурсами, необходимо отметить Конференцию по биосфере, созванную в 1968 г. Организацией Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры (ЮНЕСКО; UN Educational Scientific and Cultural Organization, UNESCO). Эта Конференция была организована как межправительственное совещание экспертов по разработке научных основ рационального использования и конверсии ресурсов биосферы (документ ЮНЕСКО SC/MD/9, 1969). В дальнейшем, в ходе переговоров на высшем уровне по вопросам окружающей человека среды (Стокгольм, 1972 г.) было заключено первое важное международное соглашение по глобальному управлению окружающей средой. В этом документе, помимо прочего, особое внимание уделялось необходимости международной кооперации в поддержание, согласно принципу 3, "способности планеты создавать жизненно важные возобновляемые ресурсы". Принципы, принятые на Конференции, устанавливают рекомендательные нормативы для всех участвующих стран. Некоторые из этих принципов в последующие годы были преобразованы в жесткие (обязательные) нормативы.

На Всемирной конференции по экологии и развитию (Всемирном саммите) в Рио-де-Жанейро в 1992 г. была принята декларация, содержащая ряд принципов управления, необходимых для достижения устойчивого развития. Позднее, в продолжение специальной сессии Генеральной ассамблеи ООН в Программе последующей повестки дня (1997 г.), помимо прочего, было заявлено, что страны будут стремиться ускорять внедрение устойчивого развития и не пересматривать его положения и не применять их выборочно, а также предпринимать "совместные усилия в справедливом удовлетворении нужд настоящего и будущих поколений".

Состоявшаяся конференция на уровне министров по разработке Конвенции о сохранении разнообразия биологических видов, созванная в апреле 2002 г., приняла резолюцию об "усилении совместных усилий по принятию до 2010 г. на местах мер по предотвращению исчезновения разнообразия биологических видов, которое происходит угрожающе высокими темпами на глобальном, региональном, субрегиональном и национальном уровнях".

4.3.2 Подход к общему определению устойчивого развития

Доклад (World Commission on Environment and Development, WCED, 1987), определил концепцию устойчивого развития во всей ее полноте следующим образом: "Устойчивое развитие есть развитие, которое отвечает нуждам сегодняшнего дня, не подвергая риску возможности последующих поколений людей удовлетворять их собственные потребности. Она содержит два ключевых момента: концепцию "потребностей", в частности, жизненно важных потребностей малоимущих, для которых должны быть поставлены первоочередные задачи, и идею об ограничениях, накладываемых текущим состоянием технологий и социальной организации на способность окружающей среды удовлетворять потребности нынешнего и последующих поколений".

Кроме постановки задач для последующих поколений, данный подход рассматривает и проблемы распределения ресурсов, возникающие в пределах одного поколения, с акцентом на положение малоимущих слоев населения

Становится общепринятой практика сосредоточения вопросов на процессах, происходящих в пределах одного поколения. В большинстве аналитических и прикладных работ, относящихся к этой теме, цитируется только первое предложение, без должного внимания сопутствующим жизненно важным пояснениям и интерпретациям. Проблемы, связанные с бедностью, слабо изучены, особенно в отношении ее влияния на состояние окружающей среды и качество жизни, как в настоящем, так и в будущем.

Потребности последующих поколений основываются лишь на информации, доступной в настоящее время. Существующая же структура экономической и экологической систем требуют корректировки и реформирования.

Устойчивое развитие не может рассматриваться как действенный подход, если оно не учитывает существующего экономического неравенства и способов распределения доходов внутри страны и между странами. Это положение нельзя воспринимать как "совершенное неравенство", предполагая, что неравенство является неизбежными. Правильнее рассматривать неравенство в качестве неустойчивой структуры. Слишком большое неравенство приводит к отрицательным экономическим и экологическим последствиям и, кроме того, увеличиваются накладные расходы и операционные издержки при реализации социально и экономически значимых стратегий.

Существуют менее дорогостоящие возможности снижения уровня бедности и деградации окружающей среды, которые могут быть реализованы при наличии коллективной воли на национальном и международном уровнях. Структура собственности ресурсов и процессы их накопления при изменяющихся режимах собственности, или режимы права собственности и правопритязания в данном контексте являются определяющими [22].

Все это играет важную роль при принятии решений относительно потребления и производства, оказывающих прямое влияние на структуру устойчивого развития. Поскольку любое перераспределение существующих ресурсов и структура распределения доходов не могут быть реализованы в течение приемлемого промежутка времени, а основные изменения влекут за собой громадные социоэкономические затраты (и другие издержки), то необходимо задуматься о прагматическом подходе. Последнее требует реформирования существующих режимов правопритязания и права собственности. Динамические финансовая и монетарная стратегии в этом отношении являются примерами потенциально гибкого, способствующего перераспределению доходов и улучшающего экологию, комплекса мероприятий в области экономической политики государства.

Контроль и управление ресурсами необходимо связывать морально-этическими принципами справедливости и экономической законности. Уместно упомянуть о двух аспектах [22].

Во-первых, справедливое общество должно оставаться чувствительным к исходным условиям, в которых функционируют рынки.

Во-вторых, существующее распределение и предпочтения не должны считаться единственно справедливыми или самыми жесткими. Все это является очень важными нормативными и морально-этическими вопросами. Данные соображения должны приниматься во внимание при рассмотрении вопросов об оценке ресурсов и распределении доходов. В крайних своих проявлениях унижающая человека нищета приводит к деградации человеческого достоинства и вырождению экосистем.

4.3.3 Устойчивость экосистем к внешним воздействиям

Устойчивость к внешним воздействиям является ключевым элементом экономической и экологической устойчивости.

Устойчивость экосистемы к внешним воздействиям - существенный показатель. Характеристики этой устойчивости включают несколько компонент, связанных с адаптивностью системы. Если деятельность человека направлена на сохранение устойчивости, то экосистемы должны оставаться незыблемыми к действию внешних факторов, и любая потеря подобной устойчивости экосистемы (например, в случаях процесса превращения плодородных земель в пустыни) может привести к необратимым изменениям относительно возможностей, открытых для современного и последующих поколений, а также обострять неблагоприятные экологические последствия экономической деятельности человека.

Проблемы управления экосистемами не являются взаимоисключающими или независимыми. Поддержка первой группы экологических ресурсов, которые являются благами нематериального характера, становится все более дорогостоящей при возникновении серьезных проблем. При ослаблении функционирования экосистемы предоставление экологических благ обычно становится более дорогостоящим и/или неустойчивым, обусловливая следующие негативные изменения:

- парниковый эффект и изменение климата;

- токсические загрязнения;

- исчезновение биологических видов;

- уничтожение лесов;

- деградацию земель и превращение степи в пустыню;

- загрязнение воздуха городов;

- накопление твердых отходов вблизи городов.

4.3.4 Концепции устойчивости

Согласно Декларации Рио-де-Жанейро (1992 г.), был предложен ряд широких политических мер, выполнение которых должно соответствовать восьми экономическим принципам, в том числе следующим трем: