4.2.1 Организации в процессе хозяйственной деятельности следует оценить применимость и уровень проработанности следующих групп факторов:
1) подход к жизненному циклу: организация должна рассмотреть экологическую направленность своих действий, продукции и услуг в течение всего жизненного цикла - от сырья и генерирования энергии, через производство и использование, к ликвидации, в том числе повторному использованию отходов;
2) стратегическая результативность: организация должна предусмотреть разработку и документирование производственных, экологических, социальных и ресурсных стратегий (приложение Б), направленных при устойчивом развитии на комплексное удовлетворение потребностей людей и предусматривающих сохранение, защиту окружающей среды и более эффективное использование ресурсов при меньшом объеме загрязнений и отходов;
3) экологическое приобретение (закупки): при принятии решений о закупках веществ, материалов, комплектующих изделий, готовой продукции для собственных хозяйственных нужд организация должна руководствоваться их экологическим и социальным статусом, а также экосовершенством оказываемой услуги, учитывая весь жизненный цикл, и, если возможно, разработать приоритетные направления своей деятельности на базе критериев оценивания экологической маркировки продукции;
4) чистое производство: целесообразно использование существующих (документированных) экологически чистых технологий и методов, экономически доступных организации;
5) подход к системе обслуживания продукции: организация должна проявлять повышенную ответственность на протяжении всего жизненного цикла продукции с сопровождением гарантийным и постгарантийным обслуживанием.
4.2.2 Основными целями подхода "жизненный цикл" являются сокращение воздействия на окружающую среду продуктов и услуг и улучшение их социально-экономической результативности в период жизненного цикла: добыча сырья и производство энергии, производство и использование, удаление после окончания срока службы, или уничтожение, связанное с окончанием срока эксплуатации, или утилизация. Организации следует сосредоточиться на инновациях, а не только на соблюдении законодательства и нормативных требований а также следует поставить себе целью непрерывное повышение своей экологической результативности.
4.2.3 Организации следует обеспечивать процесс обучения персонала и повышение его осведомленности во всех стратегических направлениях деятельности для поддержки усилий в области защиты окружающей среды внутри организации и в сфере ее влияния, а также для обеспечения своего устойчивого развития.
4.2.4 При принятии решений относительно закупок организации следует принимать во внимание экологические, социальные и этические характеристики закупаемых продуктов или услуг на всем протяжении их жизненного цикла. По возможности, ей следует отдавать предпочтение продуктам или услугам с минимизированным воздействием, используя надежные и эффективные независимо подтвержденные системы маркировки или иные системы подтверждения, например аудиторскую деятельность.
4.2.5 Более чистое производство и экологическая эффективность связаны с внедрением организацией наилучших существующих доступных технологий, обеспечивающих стратегические направления для удовлетворения потребностей человека посредством более эффективного использования ресурсов, снижения образования загрязняющих веществ и отходов. Важно делать акцент на усовершенствованиях в начале процесса или деятельности, а не в конце. Подходы более чистого и безопасного производства и экологической эффективности включают:
- усовершенствование технического обслуживания;
- модернизацию или внедрение новых технологий или процессов;
- сокращение использования материалов и энергии;
- использование возобновляемой энергии;
- рациональное использование водных ресурсов;
- исключение или безопасное обращение с токсичными и опасными материалами и отходами;
- улучшение конструкции продукции и/или характера услуги.
Организации следует стремиться применять экологически целесообразные технологии и практики, если это представляется возможным, а также стимулировать собственные разработки и распространение экологически целесообразных технологий и услуг (принцип 9 Декларации Рио-де- Жанейро).
4.2.6 Подход к системе послепродажного обслуживания продукции может использоваться для переноса акцента рыночных взаимодействий с продажи или предоставления продукта (то есть передачи права собственности посредством однократной продажи или лизинга/аренды) на продажу или предоставление системы продуктов и услуг, которые в совокупности удовлетворяют нужды клиентов (посредством разнообразия услуг и механизмов их оказания). Система "продукция - услуга" включает лизинг, аренду или совместное использование продукции, паевое участие в оплате группы продуктов или плату за услуги. Такие системы могут сокращать использование материалов, разделять доходы и материальные потоки с вовлечением заинтересованных сторон в реализацию расширенной ответственности производителя на всем протяжении жизненного цикла продукции и соответствующих услуг.