Статус документа
Статус документа

ГОСТ Р 56256-2014 Руководящие указания по обеспечению доступности оборудования и сервисов в области информационно-коммуникационных технологий

     7 Рекомендации, относящиеся к характеристикам пользователей

7.1 Основные положения

7.1.1 Поддержка диапазона характеристик пользователей

Диапазон пользовательских характеристик, поддерживаемых оборудованием и услугами в области ИКТ, должен быть достаточным для того, чтобы как можно больше пользователей могли выполнять задачи, заложенные в проекте.

У отдельных пользователей могут наблюдаться сочетания ограниченных возможностей, требующие специальных решений. Простой комбинации решений для каждой отдельной ограниченной возможности может быть недостаточно. Например, для слепоглухих пользователей часто не подходит звуковой вариант текста, точно так же как для слепых пользователей не подходит текстовый вариант звукозаписи в отличие от глухих.

Пример - Система избегает чрезмерной нагрузки на кратковременную или долговременную память пользователя, а также на способности и ограничения в обучении.

7.1.2 Поддержка механизмов множественного взаимодействия

Оборудование и услуги в области ИКТ должны поддерживать как можно больше альтернативных средств взаимодействия для поддержки потребностей различных групп пользователей в доступности.

В случае если для какой-либо группы пользователей выполнение определенных умственных или физических действий затруднено, для предоставления данным пользователям доступа к операциям, выполняемым посредством данных действий, могут использоваться альтернативные умственные или физические действия.

Примеры

1 Для людей, имеющих затруднения с набором текста или правописанием, предоставляется функция голосового распознавания.

2 Вспомогательная технология использует эквивалентный клавиатурный ввод данных (такой как использование буквенной клавиатуры или устройства ввода шрифтом Брайля вместо сенсорного экрана) для оборудования или услуги с целью удовлетворения потребностей людей с самым широким спектром ограниченных возможностей.

3 Для графического интерфейса пользователям с нарушениями зрения предоставляются текстовые эквиваленты графических объектов через программу чтения экрана.

7.1.3 Поддержка одновременного использования механизмов альтернативного взаимодействия

Оборудование и услуги в области ИКТ должны поддерживать одновременное использование альтернативных средств взаимодействия для удовлетворения пользовательских требований доступности в различных или изменяющихся условиях.

Это предполагает использование каналов множественного взаимодействия (см. также 7.3.10).

Пример - Программа чтения экрана способна найти доступ к тексту через операционную систему и отправить его в звуковом варианте или в варианте шрифта Брайля в дополнение к экранной индивидуализации.

7.1.4 Поддержка индивидуализации

Оборудование и услуги в области ИКТ должны поддерживать индивидуализацию по пользователям (7.3.8 и 7.6.7 представляют собой руководство по двум особым вариантам индивидуализации).

Примеры

1 Пользователю разрешено выбирать устройства ввода и вывода для конкретной задачи.

2 Пользователем может легко осуществляться физическая переустановка отдельных устройств.

3 Пользователю разрешено изменять расположение компонентов на экране путем перетаскивания и опускания.

7.1.5 Изменение конфигурации

Пользователям должен предоставляться выбор метода, не требующего изменения конфигурации или перезапуска оборудования (услуги), который позволяет им использовать альтернативные доступные средства взаимодействия с оборудованием и услугами в области ИКТ и выбирать связанные с доступностью настройки.

Для пользователей важно иметь возможность выбора и отмены выбора средств взаимодействия.

Примеры

1 Пользователю разрешено использовать клавиатуру вместо мыши для управления курсором.

2 Пользователю с дальтонизмом разрешено выбирать цветовую схему, возможную для просмотра.