Статус документа
Статус документа

ГОСТ Р 56256-2014 Руководящие указания по обеспечению доступности оборудования и сервисов в области информационно-коммуникационных технологий

Введение


Число людей, использующих оборудование и услуги в области информационно-коммуникационных технологий (ИКТ), которое включает аппаратуру, программное обеспечение и сетевые технологии, увеличивается, также как и разнообразие и номенклатура самого оборудования и услуг в области ИКТ. В повседневной жизни применение такого оборудования - не редкость.

Настоящий стандарт помогает разработчикам в адаптации современного оборудования и услуг в области ИКТ, а также перспективного инновационного оборудования и услуг с тем, чтобы им могли пользоваться как можно большее число людей, вне зависимости от их возможностей, степени физических ограничений и культурных различий.

Настоящий стандарт основан на современном понимании особенностей людей, которые обладают специфическими физическими, органолептическими и/или когнитивными расстройствами. Однако доступность - это вопрос, который затрагивает многих людей. Пользователями интерактивных систем являются потребители или работники различных профессий, такие как домовладельцы, школьники, инженеры, служащие, продавцы и веб-дизайнеры. Люди в таких целевых группах значительно различаются по своим физическим данным, способностям восприятия и познавательным возможностям, и каждая целевая группа включает лиц с различными способностями. Таким образом, люди с ограниченными возможностями не составляют определенной группы, которая может быть проигнорирована. Различия в возможностях могут быть результатом разнообразных факторов, которые ограничивают возможности участия в повседневной жизни и являются "универсальным человеческим опытом". Поэтому доступность относится к широкой группе пользователей, включающей:

- люди с физическими, сенсорными и когнитивными нарушениями, врожденными или приобретенными,

- пожилые люди (быстрорастущий процент населения), которые могут получать преимущества при пользовании новыми продуктами и услугами, но обладают пониженными физическими, сенсорными и когнитивными возможностями,

- люди с временными ограничениями, такие как человек со сломанной рукой или без своих очков для чтения, и

- люди, которые испытывают затруднения в конкретных ситуациях, например, человек, работающий в шумном месте, или обе руки которого заняты другими действиями.

Настоящий стандарт разработан как руководство по обеспечению и повышению доступности оборудования и услуг в области ИКТ, программного обеспечения и сервисов, используемых людьми с различными физическими возможностями. Настоящий стандарт формирует:

а) рамочную основу на базе эргономической концепции условий использования;

б) принципы обеспечения доступности оборудования и услуг в области ИКТ.

Настоящий стандарт помогает пользователям при рассмотрении вопросов доступности. В нем также описаны характерные признаки основной продукции с примерами проектирования, предоставлена информация для планирования, проектирования и разработки оборудования и услуг в области ИКТ, а также приобретения и оценки оборудования и услуг в области ИКТ. Необходимо признать важность нижеследующего общего руководства по эргономике, так же как и более конкретно ориентированного на доступность руководства, приведенного в этом и других стандартах по обеспечению доступности в достижении полного использования оборудования, программного обеспечения и услуг в области ИКТ.

Многие требования и рекомендации настоящего стандарта могут использоваться и в других областях, однако они особенно важны в области обеспечения доступности. В приложении Б приведен перечень контрольных вопросов, который помогает пользователям оценить степень доступности оборудования и услуг в области ИКТ.