4 Нормы освещения
4.1 Транспортная зона, служебно-технические и вспомогательные помещения тоннеля должны иметь рабочее и аварийное освещение.
4.2 В зависимости от характера (одностороннее или двустороннее в одной трубе) интенсивности движения транспортного потока тоннели подразделяют на классы по освещению в соответствии с таблицей 1.
Таблица 1
Движение | Одностороннее | Двустороннее | ||||
Интенсивность движения на одну полосу, ед/ч | До 500 | От 500 до 1500 включ. | Св. 1500 | До 100 | От 100 до 400 включ. | Св. 400 |
Класс тоннеля по освещению | 1 | 2 | 3 | 1 | 2 | 3 |
Примечание - При наличии факторов, ухудшающих условия безопасности или комфортности движения в тоннеле (например, боковых въездов и выездов), класс тоннеля может быть повышен на одну ступень, за исключением класса 3. |
4.3 Рабочее освещение транспортной зоны тоннеля должно предусматривать дневной и ночной режимы.
4.4 Уровень освещения коротких тоннелей в дневном режиме относительно нормируемого уровня устанавливают в соответствии с таблицей 2.
Таблица 2
Длина тоннеля, м | Радиус кривой въездного участка пути в плане, м | Уровень освещения относительно нормируемого, % |
До 25 | Любой | Не нормируют |
От 25 до 75 включ. | Св. 350 | |
До 350 включ. | 50 | |
От 75 до 125 включ. | Св. 350 | |
До 350 включ. | 100 | |
Св. 125 | Любой |
4.5 В транспортной зоне для дневного режима освещения выделяют четыре яркостные зоны в соответствии с приложением А.
4.6 Длину пороговой зоны принимают равной РБТ, значения которого в зависимости от проектной скорости движения транспортного потока должны соответствовать указанным в таблице 3.
Таблица 3
Проектная скорость движения, км/ч | 40* | 60 | 80 | 100 | 120 |
РБТ, м | 25 | 55 | 100 | 155 | 220 |
* На боковых въездах в тоннель. Примечания 1 При уклоне продольного профиля участка дороги в подъездной зоне 10‰ и более приведенные значения РБТ следует увеличить на 3% при спуске или уменьшить на 2,5% при подъеме на каждые 10‰ уклона к въездному порталу. 2 Для промежуточных значений проектной скорости значения РБТ определяют линейной интерполяцией с округлением до целого числа. |
4.7 Отношение средней яркости дорожного покрытия в первой половине пороговой зоны тоннеля к яркости адаптации в подъездной зоне тоннеля, определяемой в соответствии с приложением Б, должно быть не менее значений, указанных в таблице 4. Значение отношения в первой половине пороговой зоны тоннеля должно быть постоянным, а во второй половине - линейно спадать, достигая к концу этой зоны 40% значения в первой половине пороговой зоны.
Таблица 4
Класс тоннеля | , %, не менее при РБТ, м | |||||
До 60 включ. | 80 | 100 | 120 | 140 | Св. 160 | |
1 | 2,0 | 2,5 | 3,0 | 3,4 | 3,7 | 4,0 |
2 | 3,0 | 3,5 | 4,0 | 4,4 | 4,7 | 5,0 |
3 | 4,0 | 4,5 | 5,0 | 5,6 | 6,3 | 7,0 |
Примечания 1 Для боковых въездов в тоннель при РБТ менее 55 м применяют норму =1,5%. 2 Для промежуточных значений РБТ значения определяют линейной интерполяцией с округлением до одного знака после запятой. |