5.4.1 Общая информация
При оценке ценности продукционной системы должен рассматриваться полный жизненный цикл продукции.
Существует много способов определения ценности продукционной системы, поскольку она может охватывать различные аспекты ценности, включая функциональные, стоимостные, эстетические и другие аспекты (5.2.7).
В экономическом анализе ценности, создаваемые бизнесом, равны выгоде, которая определяется как доход, за вычетом затрат. Для потребителей ценностью может быть готовность заплатить за продукцию минус затраты, называемые прибавочной стоимостью. Затраты могут включать цену, арендную плату, эксплуатационные расходы и др. Эти затраты сложно определять на основе анализа жизненного цикла продукции, так как некоторые действующие субъекты в цепочке поставок не склонны оглашать свои затраты и доходы. Однако можно оценить изменения в таких стоимостях либо через функциональные характеристики (функциональную ценность), либо через финансовые затраты (стоимостную ценность).
5.4.2 Типы возможной ценности продукционной системы (см. 5.2.7)
5.4.2.1 Функциональная ценность
Функциональная ценность продукционной системы отражает прямую и измеримую пользу, предоставляемую пользователю и другим заинтересованным сторонам. Функциональная ценность - это численная величина, отражающая функциональные качества и желательность продукционной системы. Эта ценность подвергается уточнению.
В оценке экологической эффективности функциональная ценность отличается от функциональной единицы (подпункт 3.20 ИСО 14044). Функциональная ценность должна измеряться и относиться к функциональной единице в количественном выражении характеристик продукционной системы. Функциональная единица обеспечивает эталон, по которому входные и выходные данные нормализуются (в математическом смысле). Поэтому в рамках оценки экологической эффективности функциональная ценность может изменяться, например, вследствие усовершенствования продукта, тогда как функциональная единица остается неизменной.
5.4.2.2 Стоимостная ценность
Стоимостная ценность может выражаться в виде затрат, цены, готовности оплатить, добавочной стоимости, дохода, будущих инвестиций и т.д.
Изменения в затратах для отдельной компании могут означать изменения в ценности продукционной системы в рамках всего жизненного цикла продукции. Если затрагиваются другие части продукционной системы, например, если цена от поставщика понижается или цена для покупателя возрастает для тех же продуктов, то не оказывается чистого изменения ценности продукционной системы.
5.4.2.3 Другие ценности
Другие ценности могут включать нематериальные аспекты, такие как эстетические, брендовые, культурные и исторические ценности, которые можно идентифицировать посредством интервью, опроса, анализа конъюнктуры рынка и др.
5.4.3 Вычисление показателя ценности продукционной системы
Количественное выражение ценности продукционной системы должно получаться при использовании показателей ценности продукционной системы, определенных в цели и области применения на этапе изучения экономической эффективности.
Примечание - Примеры функциональной, стоимостной, других ценностей и показателей ценности можно найти в приложении А к настоящему стандарту.