Рекомендуемый порядок учета влияния персонала
1. Для учета влияния персонала формируется перечень действий персонала, которые могут оказать влияние на выполнение анализируемой системой требуемых функций, описывается способ моделирования этих действий и оцениваются вероятности соответствующих ошибок (безошибочных действий) персонала.
2. Учет влияния персонала АС на надежность выполнения системой требуемой функции выполняется с учетом предположения, что свои действия персонал выполняет в соответствии с требованиями эксплуатационной документации.
3. При формировании перечня действия персонала разделяются на следующие категории:
действия при подтверждении работоспособного состояния (в том числе при испытаниях), техническом обслуживании или ремонте системы (действия до выполнения системой требуемой функции);
действия персонала в процессе выполнения системой требуемой функции, приводящие к отказу системы или ее элементов;
действия при нарушениях нормального функционирования системы (корректирующие действия).
Учитываются следующие виды ошибок персонала:
ошибки выполнения (ошибки выбора);
ошибки несвоевременного выполнения (несвоевременное обнаружение, диагностирование);
ошибки невыполнения (пропуск действия).
4. Учитываются действия персонала, связанные с техническим обслуживанием системы (ее элементов), которые могут привести к неготовности системы выполнить требуемые функции.
5. Вероятности ошибок персонала оцениваются с применением специализированных методов анализа надежности персонала.
6. При определении вероятности ошибок персонала действия персонала относят к одному из типов действий (поведения) персонала:
основанные на навыке;
основанные на правилах;
основанные на знаниях.
7. Учитываются следующие факторы, влияющие на вероятность совершения ошибки персонала:
временной фактор (время, которым располагает персонал АС для выполнения тех или иных требуемых действий). Временной фактор характеризуется резервами времени, которыми персонал располагает для принятия решения о выполнении действий, а также временем, необходимым для выполнения требуемых действий;
простота/сложность требуемых действий, степень детализации требуемых действий в эксплуатационной документации;
подготовка (опыт) персонала к действиям в аналогичных ситуациях;
отработанность взаимодействия и качество обмена информацией между различными категориями персонала АС, вовлеченными в выполнение требуемых действий;
возможность контроля и восстановления (наличие возможности проверить правильность поданной команды (выполненного действия), возможности повторить действие, выполнить операцию другим способом);
уровень стресса;
степень несоответствия условий окружающей среды, при которых выполняются требуемые действия, нормальным условиям;
качество интерфейса "человек-машина" (например, удобство считывания информации с показывающих приборов, работы с органами управления);
нагрузка на персонал (дискретные (поэтапные) операции, не требующие оперативного вмешательства в ход процесса, или динамичные операции, требующие высокой концентрации внимания);
зависимости в действиях персонала (например, выполнение неправильного действия вследствие неправильного считывания информации с контрольно-измерительных приборов).