4.1 В зимний период на дорогах образуются снежные заносы, которые создают нередко перерыв в движении автомобильного транспорта, что наносит серьёзный ущерб экономике государства автомобильных дорог.
Поэтому одной из важных задач дорожно-эксплуатационной службы в зимний период является обеспечение бесперебойного и безопасного движения автомобильного транспорта.
Для защиты автомобильных дорог от снежных заносов применяют различные виды снегозадерживающих устройств: переносные планочные щиты, постоянные заборы, различные сетки, снежные валы, траншеи, живая изгородь и снегозащитные лесные полосы, имеющие различную конструкцию в зависимости от объёма снегоприноса.
Наиболее долговечным, надёжным и вместе с тем самым экономичным средством защиты автомобильных дорог от снежных заносов являются снегозащитные лесные полосы, которые способны задерживать более 50% объёма снега, приносимого к дороге.
4.2 Снегозаносимость автомобильных дорог зависит от следующих факторов:
- погодно-климатических: объемы снегопереноса и снегоприноса к участкам дороги заданного направления;
- рельефа местности: равнинный, холмистый, горный;
- почвенно-грунтовых и гидрологических условий;
- наличия лесов, древесно-кустарниковых зарослей;
- направления участка дороги;
- геометрические параметры поперечного профиля земляного полотна и других факторов.
Все эти факторы должны учитываться как при проектировании, строительстве, реконструкции и капитальном ремонте дороги, так и при разработке проектов содержания существующих автомобильных дорог.
4.3 При проектировании реконструируемых дорог рекомендуется предусматривать меры по обеспечению их снегонезаносимости.
К ним относятся:
- проектирование продольного профиля со снегонезаносимыми насыпями;
- проектирование поперечных профилей выемок, позволяющих уменьшить их снегозаносимость;
- проектирование снегозащитных устройств с учетом объема снегоприноса.
Если в процессе эксплуатации дороги выявлены снегозаносимые участки, то проводятся их обследование, выявляются причины заносимости и принимаются меры по обеспечению снегонезаносимости. По степени снегозаносимости участки дорог классифицируются на 4 категории (таблица 1).
Таблица 1 - Характеристики участков дорог по снегозаносимости
Категория заносимости участков | Характеристика участка |
Сильнозаносимые | Нераскрытые выемки любой глубины, если на подветренном откосе не может разместиться весь снег, приносимый в течение зимы |
Среднезаносимые | Раскрытые выемки, выемки, разделанные под насыпь, нулевые места и насыпи ниже высоты снежного покрова в данной местности, определённой с расчётной вероятностью превышения |
Слабозаносимые | Насыпи высотой менее руководящей рабочей отметки по условию снегонезаносимости, но больше высоты снежного покрова с вероятностью превышения 5% |
Незаносимые | Насыпи высотой равной или более руководящей рабочей отметки по условию снегонезаносимости; нераскрытые выемки, подветренный откос которых может вместить весь снег, приносимый за зиму; выемки с полками, предусмотренными для размещения приносимого метелью снега на подветренных откосах выемок. |
Выбор снегозащиты осуществляют на основе технико-экономического сравнения вариантов с учетом жизненного цикла проектируемой автомобильной дороги.
4.4 Незаносимость автомобильной дороги снегом в значительной степени зависит от правильного сочетания элементов плана, продольного профиля и поперечных профилей земляного полотна с рельефом местности и учёта, при проектировании плана трассы, направления главных метелевых ветров. Выбор конструкции снегозащитного устройства осуществляется в соответствии с главой 7 данного документа [1]. После выбора конструкции снегозащитного устройства осуществляют разработку проектной документации на принятое решение с учетом жизненного цикла проектируемой автомобильной дороги.
4.5 Проектную документацию для создания снегозащитных насаждений разрабатывают на основании задания, выданного заказчиком (Упрдор, Управтодор и др.) для разработки проекта на строительство (реконструкцию, капитальный ремонт) автомобильной дороги общего пользования.
В заданиях на проектирование указываются:
- основание для проектирования;
- технические условия проектирования (границы участков, совмещение функций посадок, перспектива строительства или реконструкции дороги, а также дорожных сооружений и объектов, размещаемых в придорожной полосе, другие данные);
- состав проектно-изыскательских работ;