6.4.1 Общие положения
Внешняя мера является отдельной и независимой от устройства мерой, которая снижает или смягчает риски, связанные с отказом данного устройства.
6.4.2 Пример 1 зависимых от транспортного средства внешних мер
Автомобиль A оснащен ручным механизмом привода коробки передач, который можно оставить на любой передаче, в том числе нейтральной, при выключенном зажигании. Транспортное средство B оснащено автоматической коробкой передач, у которой, при выключенном зажигании, включена одна передача и нормально замкнуто сцепление. Оба автомобиля имеют дополнительное устройство, электрический стояночный тормоз (EPB).
Для рассматриваемых транспортных средств анализируется следующий сценарий:
- автомобиль на парковке (зажигание выключено, водитель отсутствует);
- местом парковки является тротуар с наклонным участком, расположенным на территории города с большим населением;
- отказом является внезапная потеря работоспособности EPB.
В этом случае автомобиль А, оставаясь на нейтральной передаче при выключенном зажигании (ситуация, которая соответствует разумно предсказуемому, неправильному использованию), возможно, будет двигаться, если его оставить без присмотра. Оценивая данную ситуацию, можно определить следующие классы: для управляемости - равный C3, тяжести последствий - равный S2 или выше, в зависимости от наличия поблизости лиц, которые могут быть уязвимы, и воздействия - более E0. В зависимости от диапазона реально назначаемого класса воздействия, диапазон значений УПБА классифицируется между QM и C.
Однако автомобиль B, у которого передача всегда включена, двигаться не будет, поэтому опасность не возникает. Зависимые от транспортного средства внешние меры, включенные в проект этого автомобиля, способствовали ликвидации риска для рассматриваемого сценария, но только если можно показать, что автоматическая коробка передач и EPB достаточно независимы.
6.4.3 Пример 2 зависимых от транспортного средства внешних мер
Автомобиль A оснащен системой динамической стабилизации в дополнение к системе повторного запуска двигателя. Автомобиль B оборудован только системой повторного запуска двигателя.
Для рассматриваемых транспортных средств анализируется следующий сценарий:
- автомобиль движется со скоростью выше средней (50 км/ч90 км/ч);
- дорога мощеная, сухая и проходит в пригородной зоне;
- транспортное средство приближается к среднему значению кривизны в изгибе дороги;
- скорость транспортного средства и кривизна дороги таковы, что боковая составляющая ускорения выше среднего значения;
- отказ системы повторного запуска двигателя, заключающийся в нежелательном выключении двигателя, приводит к внезапной потере тягового усилия во время выполнения сценария.
В результате внезапной потери тягового усилия у транспортного средства появляется момент рыскания, требующий от водителя восстановить управление автомобилем рулевым колесом. Можно показать, что автомобиль B при выполнении этого маневра будет иметь низкую управляемость, что может дать значения для УПБА, равные C или D. С другой стороны, система динамической стабилизации транспортного средства A ограничивает последствия боковой неустойчивости. В результате управляемость для транспортного средства A будет ниже. Таким образом, зависимые от транспортного средства внешние меры, представленные системой динамической стабилизации, способствуют снижению риска для этого сценария. Однако это справедливо лишь в том случае, если можно показать, что рассматриваемый отказ системы повторного запуска двигателя не может повлиять на систему динамической стабилизации и для этих систем данный отказ не является зависимым.