3.1 Разработку национальных стандартов Российской Федерации (далее - национальные стандарты) осуществляют для достижения целей стандартизации, решения задач и в соответствии с принципами стандартизации, которые установлены в разделах 3 и 4 ГОСТ Р 1.0-2012, в том числе с соблюдением принципа обоснованности разработки национальных стандартов, исходя из стратегических целей и приоритетных направлений развития национальной системы стандартизации, установленных Правительством Российской Федерации на текущий период.
3.2 Разработку национальных стандартов осуществляют на основе программы разработки национальных стандартов, правила формирования которой установлены в ГОСТ Р 1.14.
3.3 Разработку и утверждение национальных стандартов осуществляют в такой последовательности:
- организация разработки стандарта;
- разработка первой редакции проекта стандарта и ее публичное обсуждение;
- разработка окончательной редакции проекта стандарта и ее экспертиза;
- подготовка проекта стандарта к утверждению, утверждение стандарта, его регистрация, опубликование и введение в действие.
3.4 Требования, устанавливаемые в национальном стандарте, должны основываться на современных достижениях науки, техники, технологии, относящихся к данному объекту и/или аспекту стандартизации, и учитывать условия использования продукции, выполнения работ или оказания услуг (если на них распространяется данный стандарт).
3.4.1 Требования, устанавливаемые в национальном стандарте, не должны противоречить техническим регламентам Таможенного союза, федеральным законам, техническим регламентам, иным нормативным правовым актам Российской Федерации, относящимся к данному объекту и/или аспекту стандартизации.
Разрабатываемый стандарт может содержать нормы, отличные от установленных нормативными правовыми актами, только в том случае, если это допускается данными актами.
Разрабатываемый стандарт не должен дублировать нормы действующего законодательства.
Разрабатываемый стандарт не должен включать нормы, которые должны содержаться в нормативных правовых актах, регламентирующих, например, взаимоотношения сторон, в том числе взаимоотношения по поставкам между изготовителями, поставщиками, потребителями, заказчиками и т.д., которые регулируются нормами гражданского законодательства и договорными обязательствами.
Разрабатываемый стандарт не должен устанавливать ответственность организаций, должностных лиц и отдельных работников за нарушение его требований.
Если предполагается включение разрабатываемого стандарта в перечень документов в области стандартизации, в результате применения которых на добровольной основе обеспечивается соблюдение требований принятого технического регламента, то в требованиях, устанавливаемых в этом стандарте, детализируют требования данного технического регламента применительно к группе однородной продукции или процессу ее проектирования, производства, монтажа, наладки, эксплуатации, транспортирования, хранения, реализации и утилизации.
3.4.2 Требования, устанавливаемые в национальном стандарте, должны быть увязаны с требованиями стандартов, утвержденных (признанных в соответствии с 1.2) ранее и/или действующих в Российской Федерации в качестве национальных стандартов (в том числе межгосударственных стандартов), а также со сводами правил.
Если требования действующих в Российской Федерации национальных и межгосударственных стандартов устарели и противоречат требованиям, устанавливаемым в разрабатываемом стандарте, то одновременно с разработкой нового стандарта целесообразно проводить работы по обновлению (изменению или пересмотру) этих стандартов в соответствии с 5.2 или 5.3 или их отмену в соответствии с разделом 6. Аналогичные работы в отношении действующих в Российской Федерации межгосударственных стандартов осуществляют в соответствии с пунктами 7.2, 7.3 или разделом 8 ГОСТ Р 1.8-2011.
Примечание - Данные работы может осуществлять не только разработчик, но и другие организации (лица), которым будет заказано их проведение.
Противоречия между разрабатываемым стандартом и действующим сводом правил устраняют по согласованию с национальным органом Российской Федерации по стандартизации и федеральным органом исполнительной власти, который утвердил данный свод правил.
Требования, устанавливаемые в национальном стандарте, могут противоречить требованиям действующих предварительных стандартов.
3.4.3 Требования, устанавливаемые в национальном стандарте, должны соответствовать современному уровню развития техники и способствовать научно-техническому прогрессу, а также отражать законные интересы третьих лиц. С этой целью проводят публичное обсуждение проекта стандарта и его научно-техническую экспертизу в соответствии с ГОСТ Р 1.6.
3.4.4 Разработчик передает авторские права на содержание, изложение и оформление национального стандарта национальному органу Российской Федерации по стандартизации, что оговаривают в контракте (договоре) на его разработку или в отдельном документе (авторском договоре).
Примечание - В случае отказа от передачи авторских прав национальный орган по стандартизации может отклонить проект стандарта.
3.4.5 Разработку национальных стандартов Российской Федерации осуществляют на основе применения международных стандартов за исключением тех случаев, когда такое применение признано невозможным вследствие несоответствия требований международных стандартов климатическим и географическим особенностям Российской Федерации, техническим и/или технологическим различиям или по иным основаниям, либо когда Российская Федерация в соответствии с установленными процедурами выступала против принятия этих стандартов.
Не допускается разработка национального стандарта Российской Федерации в том случае, когда на данный объект и аспект стандартизации планируется или уже осуществляется разработка международного, европейского регионального или межгосударственного стандарта.
Разработка национальных стандартов Российской Федерации допускается только на те объекты и аспекты стандартизации, которые не могут быть стандартизованы на межгосударственном уровне в силу политических или экономических причин.
3.5 Проект национального стандарта оформляют по разделу 5 ГОСТ Р 1.5-2012 в электронно-цифровой форме. Данную форму рекомендуется применять также при оформлении всех документов, используемых в процессе разработки проекта стандарта.