Статус документа
Статус документа

ГОСТ Р 53192-2014 Соединения сварные в стальных конструкциях железнодорожного подвижного состава. Требования к проектированию, выполнению и контролю качества

     5.2 Требования к материалам для сварных конструкций

5.2.1 В сварных конструкциях железнодорожного подвижного состава используют:

- листовой, сортовой, фасонный прокат;

- гнутые (гнутосварные) профили;

- штампованные, кованные и литые детали.

5.2.2 При проектировании сварных конструкций применяют следующие основные материалы:

- для несущих конструкций рам вагонов, кузовов, рам тележек - низколегированные стали классов прочности от 295 до 390 марок 09Г2, 09Г2Д, 09Г2С, 09Г2СД, 15ХСНД, 10Г2Б, 10Г2БД, 10ХСНД по ГОСТ 19281 категории 13, 14 или 15, а также 12Г2Ф, 12Г2ФД категории 14 по техническим условиям [1]*; для корпусов котлов вагонов-цистерн и котловых лап - стали марок 09Г2С, 09Г2СД по ГОСТ 5520 тех же категорий и классов прочности;

________________

* См. раздел Библиография. - Примечание изготовителя базы данных.


- для литых деталей, являющихся несущими элементами конструкций - низколегированные стали марок 20ФЛ, 20Г1ФЛ, 20ФТЛ, 20ГТЛ, 20ГЛ по ГОСТ 977, ГОСТ 21357, ГОСТ 22703 с ударной вязкостью не менее 25 Дж/см при минус 60°С и содержанием марганца не более 1,4%, углерода в стали марки 20ГЛ не более 0,23%; для остальных деталей - перечисленные выше низколегированные стали, углеродистые стали марок 15Л, 20Л по ГОСТ 977 с содержанием углерода не более 0,23%;

- для коррозионно-стойких элементов конструкций (детали кузовов пассажирских и бункерных вагонов, баки и др.) - стали марок 12Х18Н10Т, 08Х18Н10Т, 12Х18Н9, 08Х22Н6Т, 08X21Н6М2Т, 10Х17Н13М2Т, 10X14Г14Н3, 08X18Г8Н2Т по ГОСТ 5632 и двухслойные стали марок 12Х18Н10Т+Ст3сп, 06ХН28МДТ+Ст3сп, 10Х17Н13М2Т+20К, 10Х17Н13М3Т+20К, 12Х18Н10Т+09Г2С по ГОСТ 10885;

- для остальных элементов сварных конструкций - перечисленные выше низколегированные стали категорий 2, 6, 12, 13, 14, низколегированная сталь марки 10ХНДП по ГОСТ 19281 категории не ниже 2 толщиной до 5 мм и ГОСТ 17066, углеродистые стали марок Ст3сп по ГОСТ 380, марок 15 и 20 по ГОСТ 1050.

Следует применять стальной прокат с гарантией свариваемости.

Допускается изготовление литых приварных деталей локомотивов и моторвагонного подвижного состава из сталей марок 15Л, 20Л по ГОСТ 977 с содержанием углерода не более 0,23%.

Допускается применение стали других марок и классов прочности при подтверждении достаточного уровня усталостной прочности и хладостойкости нагруженных элементов конструкций в зонах сварных соединений и аттестации технологии сварки. Выбор сварочных материалов производят в зависимости от химического состава стали, ее механических свойств и условий работы конструкции.

5.2.3 Допускается применение соединений элементов из коррозионно-стойких сталей с элементами из низколегированных и углеродистых сталей, соответствующих 5.2.2.

5.2.4 Марки присадочных проволок и типы покрытых электродов, применяемых при выполнении сварных швов, рассчитываемых на прочность, должны быть указаны в чертеже сварной сборочной единицы и/или технологической документации.

5.2.5 Присадочные материалы, защитные газы и флюсы для сварки рекомендуется выбирать в соответствии с приложениями А и Б.

Допускается применение других присадочных материалов, флюсов и защитных газов по результатам аттестации технологии сварки.