4.2.1 Организации следует определить и периодически оценивать заинтересованные стороны, которые имеют отношение к управлению активами. Необходимо ясно понимать потребности и ожидания таких заинтересованных сторон.
4.2.2 К внутренним заинтересованным сторонам можно отнести:
a) сотрудников организации;
b) группы внутри организации: функциональные группы, такие как инженеры, бухгалтеры, сервисный персонал, операторы, инженеры по снабжению, специалисты по логистике или другие группы, такие как сотрудники служб безопасности;
c) акционеров, управленческий персонал, владельцев.
4.2.3 К внешним заинтересованным сторонам можно отнести:
a) клиентов, пользователей, поставщиков, сервисные организации и подрядчиков;
b) неправительственные организации (НКО), включая общественные организации, организации потребителей и средства массовой информации, которые проявляют интерес к вопросам, связанным с управлением активами;
c) государственные организации, государственные агентства, регулирующие органы и государственные деятели на всех уровнях государственного управления;
d) инвесторов или налогоплательщиков;
e) муниципалитеты;
f) юридические и физические лица, которые заинтересованы в общественном, финансовом, экологическом устойчивом развитии;
g) финансовые институты, рейтинговые агентства и страховщиков;
h) представителей трудовых коллективов.
4.2.4 Потребности и ожидания заинтересованных сторон следует документально оформлять и доводить до сведения всех заинтересованных физических и юридических лиц. Они могут быть записаны в виде констатации потребностей заинтересованных сторон внутри стратегического плана управления активами и включать любые обязательные требования и ожидания различных групп заинтересованных сторон. Организации следует учитывать средства, необходимые для отслеживания текущей информации, и методы, применяемые для ее сбора. Когда организация взаимодействует с заинтересованными сторонами по вопросам определения их потребностей и ожиданий, она может использовать перечень контекстов, приведенный в 4.1.2 для ограничения обсуждаемых тем.
Одна из целей управления активами организации - это обеспечение соответствия потребностей клиентов и уровня услуг, оказываемых посредством активов. Организации следует измерять уровни услуг (см. 6.2.1), которые обеспечивают ее активы, и анализировать их по отношению к требованиям и ожиданиям клиентов и пользователей. Процесс анализа уровня услуг является полезным подходом для понимания ожиданий клиентов и пользователей.
Заинтересованные стороны, как правило, судят о системе управления активами организации, итогах и результатах управления активами на основании своего восприятия. Они могут быть различными из-за отличий в исповедуемых ценностях, потребностях, допущениях, концепциях и степени заинтересованности в обсуждаемых вопросах. Поскольку взгляды заинтересованных сторон могут оказывать существенное влияние на решения организации, имеющие отношение к активам, важно, чтобы их ощущения были определены, зарегистрированы и учитывались в процессе принятия решений организацией.
Понимание того, как принимаются решения, имеющие отношение к активам, является важной составной частью управления активами. На критерий принятия решений оказывают влияние потребности внешних и внутренних заинтересованных сторон, политика управления активами и уровень приемлемости риска, принятый в организации. Вклад внешних и внутренних заинтересованных сторон в формирование критерия принятия решений является важным для установки приоритетов и разрешения конфликтующих требований. Рекомендуется, чтобы критерии принятия решений соответствовали важности и сложности решений, которые предстоит принять. Критерии принятия решений следует использовать для оценки конкурирующих вариантов, чтобы обеспечить соответствие целям управления активами и разрабатывать планы управления активами. Критерий может быть выражен различными путями, поддерживать количественные, смешанные (количественные и качественные одновременно) или качественные решения. Процессы формирования критериев принятия решений, которые используются для управления активами, следует описывать ясно и документально оформлять.
Уровень детализации, требуемый для формирования отчетности заинтересованным сторонам, будет различным, и определяется областью деятельности организации и сложностью активов, находящихся под управлением. В отчеты следует включать только ту информацию, которая необходима заинтересованным сторонам.
Заинтересованные стороны, как правило, желают быть информированными о решениях, которые могут повлиять на них. Ошибки в информировании и учете мнения заинтересованных сторон в соответствующей форме могут сами по себе представлять риск, поскольку могут впоследствии привести к неполному достижению целей организации.
Важно, чтобы терминология, используемая в коммуникациях с заинтересованными сторонами, была согласованной, не противоречила другим функциям организации и соответствовала юридическим требованиям там, где это применимо. В частности, это необходимо, когда осуществляется обмен финансовой информацией.