Статус документа
Статус документа

ГОСТ Р 1.7-2014 Стандартизация в Российской Федерации. Стандарты национальные. Правила оформления и обозначения при разработке на основе применения международных стандартов (с Изменением N 1, с Поправкой)

     4 Общие положения

4.1 Национальные стандарты Российской Федерации, предварительные национальные стандарты, основополагающие национальные стандарты и рекомендации по стандартизации разрабатывают на основе применения международных, региональных и национальных стандартов иностранных государств, а также международных документов, не являющихся международными стандартами, если эти стандарты и документы содержат новые и (или) прогрессивные требования к объектам стандартизации и способствуют повышению конкурентоспособности продукции (работ, услуг). Исключением для применения этого правила являются случаи, когда применение международных, региональных и национальных стандартов иностранных государств признано невозможным вследствие несоответствия их требований климатическим и географическим особенностям Российской Федерации, техническим и/или технологическим различиям или по иным законным основаниям. Данное правило также не распространяется на применение международных стандартов и международных документов, не являющихся международными стандартами, когда Российская Федерация в соответствии с установленными процедурами выступала против принятия этих стандартов (документов).

Примечания

1 Приведенные выше правила применения международных и региональных стандартов, региональных сводов правил и национальных стандартов иностранных государств установлены в Федеральном законе "О стандартизации в Российской Федерации" (часть 3 статьи 15 и пункт 2 части 2 статьи 17) [13].

2 В отношении региональных стандартов наиболее актуальной является гармонизация национальных стандартов Российской Федерации с европейскими стандартами (EN), принятыми Европейским комитетом по стандартизации (European Committee for Standardization, de Normalisation, далее - СЕН) и Европейским комитетом по стандартизации в электротехнике (European Committee for Electrotechnical Standardization, de Normalisation Electrotechnicale, далее - СЕНЕЭЛЕК), а также с правилами Европейской экономической комиссии Организации Объединенных Наций (ЕЭК ООН), поскольку применение иных региональных стандартов в Российской Федерации практического распространения не получило.


В случае отсутствия необходимого для стандартизации на национальном уровне опыта применения в Российской Федерации новых технических и/или технологических решений, материалов и иных инноваций на основе применения международных и региональных стандартов могут быть разработаны предварительные национальные стандарты.

4.2 Разработку национальных стандартов Российской Федерации на основе применения национальных стандартов иностранных государств осуществляют в случаях, когда такое применение содействует устранению технических барьеров в международной торговле и/или отвечает национальным интересам Российской Федерации.

В случае отсутствия необходимого для стандартизации на национальном уровне опыта применения в Российской Федерации новых технических и/или технологических решений, материалов и иных инноваций на основе применения в Российской Федерации национальных стандартов иностранных государств могут быть разработаны предварительные национальные стандарты.

4.2.1 Если региональный (национальный иностранных государств) стандарт является идентичным международному стандарту, то национальный стандарт Российской Федерации (предварительный национальный стандарт) оформляют на основе применения данного международного стандарта.

При этом в предисловии к национальному стандарту Российской Федерации (предварительному национальному стандарту) рекомендуется приводить информацию о том, что он является идентичным как международному, так и региональному (национальному иностранных государств) стандарту.

4.2.2 Если региональный (национальный иностранных государств) стандарт является модифицированным по отношению к международному стандарту, то вопрос о применении Российской Федерацией данного международного стандарта или соответствующего ему регионального (национального иностранных государств) стандарта решают в зависимости от того, содержание какого из этих стандартов более отвечает национальным интересам Российской Федерации.

4.3 Международные документы, не являющиеся международными стандартами, могут быть применены в качестве основы для разработки предварительных национальных стандартов, основополагающих национальных стандартов или рекомендаций по стандартизации, а в исключительных случаях - национальных стандартов, если такое применение отвечает национальным интересам Российской Федерации.

4.3.1 Предварительный национальный стандарт разрабатывают на основе международного документа, не являющегося международным стандартом, для предварительной проверки на практике целесообразности применения в Российской Федерации установленных в данном документе положений, установленных в отношении новых технических и/или технологических решений, материалов и иных решений.

4.3.2 Рекомендации по стандартизации разрабатывают на основе международного документа, не являющегося международным стандартом, для предварительной проверки на практике целесообразности применения в Российской Федерации установленных в нем организационно-методических положений, которые содержат советы или рекомендации в области стандартизации, или иных положений, которые не являются требованиями или правилами, что является препятствием для разработки предварительного национального стандарта.

4.1, 4.2, 4.2.1, 4.2.2, 4.3, 4.3.1, 4.3.2 (Измененная редакция, Изм. N 1).

4.3.3 В обоснованных случаях на основе технических требований ИСО (ISO/TS) или руководства ИСО (ISO Guide), или совместного руководства ИСО и МЭК (ISO/IEC Guide) может быть разработан национальный стандарт Российской Федерации.

4.3.4 Основополагающий национальный стандарт разрабатывают на основе руководства ИСО (ISO Guide), или совместного руководства ИСО и МЭК (ISO/IEC Guide), или иного организационно-методического документа ИСО и (или) МЭК, например Директив ИСО/МЭК (ISO/IEC Directives), если отсутствует необходимость предварительной разработки и применения рекомендаций по стандартизации.

(Введен дополнительно, Изм. N 1).

4.4 При применении международных, региональных и национальных стандартов иностранных государств и международных документов, не являющихся международными стандартами, для разработки национальных стандартов Российской Федерации, предварительных национальных стандартов, основополагающих национальных стандартов и рекомендаций по стандартизации не допускается нарушение авторских прав, прав на использование авторских прав и прав продажи публикаций ИСО, МЭК, СЕН, СЕНЭЛЕК, иных международных и региональных организаций по стандартизации и национальных органов по стандартизации, которые установлены в соответствующих правилах и других документах этих организаций (органов), а также в соглашениях национального органа Российской Федерации по стандартизации с этими организациями (органами).

Примечание - В частности, к таким документам относится документ ИСО [6], а примером соответствующего соглашения является соглашение, заключенное национальным органом Российской Федерации по стандартизации с европейскими организациями по стандартизации [7].

4.5 Для разработки национальных стандартов Российской Федерации, предварительных национальных стандартов, основополагающих национальных стандартов и рекомендаций по стандартизации на основе международных стандартов, региональных стандартов и региональных сводов правил, стандартов иностранных государств и сводов правил иностранных государств должны быть использованы надлежащим образом заверенные переводы данных документов на русский язык (далее - официальные переводы), а также международные стандарты на русском языке (русские версии), зарегистрированные в Федеральном информационном фонде стандартов (далее - Фонде).

Примечания

1 Официальным переводом является текст перевода на русский язык международного стандарта, регионального стандарта, регионального свода правил, стандарта иностранного государства и свода правил иностранного государства, оформленного в соответствии с ГОСТ 7.36, прошедшего экспертизу в техническом комитете по стандартизации (далее - ТК), за которым закреплена соответствующая тематика, и одобренного им, и удостоверенного штампом "Официальный перевод" организацией, уполномоченной федеральным органом исполнительной власти в сфере стандартизации на выполнение работ по формированию и ведению Фонда (далее - уполномоченная организация).

2 ТК проводит экспертизу на соответствие и однозначность понимания терминов и определений и подтверждает аутентичность перевода. Срок проведения экспертизы - не более 30 дней от даты поступления.

Результат экспертизы оформляется заключением в соответствии с ГОСТ Р 1.6.

3 Уполномоченная организация проверяет комплектность документов на наличие экспертизы ТК и правильность оформления перевода не более 15 дней от даты поступления.

4.5.1 После включения темы на разработку национального стандарта Российской Федерации (предварительного национального стандарта, основополагающего национального стандарта или рекомендаций по стандартизации) в программу национальной стандартизации уполномоченная организация предоставляет секретариату ТК, ведущего соответствующую тематику, по запросу, зарегистрированный в Фонде официальный перевод (русскую версию) международного стандарта, регионального стандарта, регионального свода правил, стандарта иностранного государства и свода правил иностранного государства, на основе которого будет подготовлен проект документа, а также необходимые ему переводы других документов Фонда, ссылки на которые содержатся в вышеуказанном документе.

4.4, 4.5, 4.5.1 (Измененная редакция, Изм. N 1).