ГОСТ Р 56294-2014
НАЦИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Интеллектуальные транспортные системы
ТРЕБОВАНИЯ К ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ И ФИЗИЧЕСКОЙ АРХИТЕКТУРАМ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫХ ТРАНСПОРТНЫХ СИСТЕМ
Intelligent transport systems. Requirements for functional and physical architectures of intelligent transport systems
ОКС 35.240.60
Дата введения 2015-07-01
1 РАЗРАБОТАН Федеральным государственным бюджетным образовательным учреждением высшего профессионального образования "Московский автомобильно-дорожный государственный технический университет (МАДИ)"
2 ВНЕСЕН Техническим комитетом по стандартизации ТК 57 "Интеллектуальные транспортные системы"
3 УТВЕРЖДЕН И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 11 декабря 2014 г. N 1966-ст
4 ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ
5 ПЕРЕИЗДАНИЕ. Ноябрь 2018 г.
Правила применения настоящего стандарта установлены в статье 26 Федерального закона от 29 июня 2015 г. N 162-ФЗ "О стандартизации в Российской Федерации". Информация об изменениях к настоящему стандарту публикуется в ежегодном (по состоянию на 1 января текущего года) информационном указателе "Национальные стандарты", а официальный текст изменений и поправок - в ежемесячном информационном указателе "Национальные стандарты". В случае пересмотра (замены) или отмены настоящего стандарта соответствующее уведомление будет опубликовано в ближайшем выпуске ежемесячного информационного указателя "Национальные стандарты". Соответствующая информация, уведомление и тексты размещаются также в информационной системе общего пользования - на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет (www.gost.ru)
В мировой практике интеллектуальные транспортные системы признаны как общая транспортная идеология интеграции достижений телематики во все виды транспортной деятельности для решения проблем экономического и социального характера - сокращения аварийности, повышения эффективности общественного транспорта и грузоперевозок, обеспечения общей транспортной безопасности, улучшения экологических показателей.
Определение требований к функциональной и физической архитектурам интеллектуальных транспортных систем позволяет обеспечивать их построение в соответствии с реальными потребностями пользователей ИТС, снизить капитальные затраты и повысить эффективность системы в целом, определить оптимальный набор необходимых решений для первоначального внедрения и разработать план последующего развития или модернизации системы. Настоящий стандарт входит в комплекс стандартов "Интеллектуальные транспортные системы" и находится во взаимосвязи с другими стандартами комплекса.
Настоящий стандарт устанавливает требования к физической и функциональной архитектурам интеллектуальных транспортных систем.
Настоящий стандарт распространяется на проекты интеллектуальных транспортных систем, созданных на основе взаимодействия систем управления наземными транспортными средствами в городе и за его пределами.
В настоящем стандарте применены следующие термины с соответствующими определениями:
2.1 интеллектуальная транспортная система; ИТС: Система, интегрирующая современные информационные, коммуникационные и телематические технологии, технологии управления и предназначенная для автоматизированного поиска и принятия к реализации максимально эффективных сценариев управления транспортно-дорожным комплексом региона, конкретным транспортным средством или группой транспортных средств с целью обеспечения заданной мобильности населения, максимизации показателей использования дорожной сети, повышения безопасности и эффективности транспортного процесса, комфортности для водителей и пользователей транспорта.
2.2 локальный проект; ЛП: Проект, имеющий определенные территориальные границы функционирования ИТС.
2.3 режим управления: Совокупность сценариев управления, реализуемых при определенных условиях.
2.4 сценарий управления: Последовательность выполнения действий, требующихся для реализации определенного режима управления.
2.5 штатный режим управления: Управление системой в соответствии с запланированной схемой работы, направленное на реализацию целей заказчика.
Примечание - Под словом "штатный" понимается управление ЛП ИТС в случае невозникновения конфликтных режимов, вызванных планируемым или внезапным изменением условий движения.
2.6 нештатный режим управления: Управление системой, требующее внесения изменений в штатный режим управления с учетом сложившейся ситуации.
Примечание - Примером нештатного управления может служить обеспечение проезда специализированного транспорта, экстренное реагирование на дорожно-транспортные происшествия и чрезвычайные ситуации. Нештатное управление делят на оперативное и ситуационное в соответствии с реализуемыми функциями.
2.7 оперативное управление: Управление системой, требующее запланированного вмешательства в штатную работу системы.
Примечание - Примером оперативного управления является выделение приоритетного проезда специализированному транспорту в соответствии с заранее определенным маршрутом движения и временем проезда.
2.8 ситуационное управление: Управление системой, требующее незапланированного вмешательства в штатную работу системы.
Примечание - Примером ситуационного управления является реагирование на возникновение дорожно-транспортного происшествия или чрезвычайной ситуации.
2.9 идеалистическая модель локального проекта интеллектуальной транспортной системы: Упрощенная модель ЛП ИТС, включающая предварительные физическую и функциональную архитектуры и архитектуру индикаторов эффективности ЛП ИТС.
2.10 уточненная модель локального проекта интеллектуальной транспортной системы: Детальная модель ЛП ИТС, включающая физическую и функциональную архитектуры локального проекта ИТС, структуру субъектов, иерархию компетенции органов исполнительной власти и регламенты межсубъектного взаимодействия.
Примечание - Детальная модель ЛП ИТС основана на применении специальных методик определения технологий и подсистем, а также методик технико-экономического обоснования.
2.11 предварительная физическая архитектура локального проекта интеллектуальной транспортной системы: Предварительная модель иерархически организованной совокупности подсистем ИТС и взаимосвязи между ними.
Примечание - Предварительная физическая архитектура ЛП ИТС служит исходными данными для формирования физической архитектуры ЛП ИТС.
2.12 физическая архитектура локального проекта интеллектуальной транспортной системы: Иерархически организованная совокупность морфологических описаний подсистем ИТС и взаимосвязей между ними, а также взаимосвязей программного обеспечения и оборудования, входящих в их состав.
Примечание - Физическая архитектура определяет основные требования к функционированию, взаимодействию и размещению элементной базы ИТС.
2.13 предварительная функциональная архитектура локального проекта интеллектуальной транспортной системы: Предварительная модель иерархически организованной совокупности функций и задач подсистем ИТС.
Примечание - Предварительная функциональная архитектура ЛП ИТС служит исходными данными для формирования функциональной архитектуры ЛП ИТС.
2.14 функциональная архитектура локального проекта интеллектуальной транспортной системы: Иерархически организованная совокупность функциональных описаний подсистем, субъектов и объектов ИТС, а также их взаимодействий.
2.15 цель управления локального проекта интеллектуальной транспортной системы: Совокупное представление о некоторой модели работы ИТС, представленной заказчиком или оцененной на основании анализа и способной удовлетворять имеющуюся потребность в транспортно-дорожном комплексе.