Статус документа
Статус документа

Методические рекомендации по обоснованию выбора участков недр для целей, не связанных с добычей полезных ископаемых

2. Выбор участков недр, предназначенных для целей, не связанных с добычей полезных ископаемых, с учетом действующих нормативных документов

2.1. В соответствии с Федеральным Законом "О недрах"* (ст.6) строительство и эксплуатация подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых, включая геологическое изучение участков недр, предназначенных для этих целей, является одним из видов пользования недрами. Предоставление недр в пользование для указанных целей осуществляется только после проведения государственной экспертизы геологической информации (Федеральный Закон "О недрах", ст.29). Отношения, связанные с использованием и охраной земель, вод, растительного и животного мира, атмосферного воздуха, возникающие при пользовании участками недр для целей, не связанных с добычей полезных ископаемых, дополнительно регулируются соответствующим законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации. Специфические отношения, связанные с геологическим изучением недр для захоронения радиоактивных отходов и токсичных веществ, могут регулироваться другими федеральными законами с соблюдением принципов и положений, установленных Федеральным Законом "О недрах".

 ________________

* Федеральный Закон от 21 февраля 1992 г. N 2395-1 "О недрах" (в ред. Федеральных законов от 03.03.1995 N 27-ФЗ, от 10.02.1999 N 32-ФЗ, от 02.01.2000 N 20-ФЗ, от 14.05.2001 N 52-ФЗ, от 08.08.2001 N 126-ФЗ, от 29.05.2002 N 57-ФЗ, от 06.06.2003 N 65-ФЗ, от 29.06.2004 N 58-ФЗ, от 22.08.2004 N 122-ФЗ).

2.2. Участки недр, предназначенные для целей, не связанных с добычей полезных ископаемых, могут иметь статус объектов федерального, регионального и местного значения. Порядок отнесения участков недр к объектам федерального значения, условия пользования ими, а также порядок отнесения их к федеральной собственности устанавливается федеральными законами (Федеральный Закон "О недрах", ст.2.1).

2.3. Право пользования недрами для целей, не связанных с добычей полезных ископаемых, предоставляется в соответствии со ст.10.1 ФЗ "О недрах".

2.4. Участки недр, предоставляемые пользователям для целей, не связанных с добычей полезных ископаемых, имеют статус геологического или горного отвода (Федеральный Закон "О недрах", ст.7).

Участку недр, предоставляемому для геологического изучения (без существенного нарушения целостности недр), по решению федерального органа управления государственным фондом недр или его территориального органа придается статус геологического отвода. Участку недр, предоставляемому в соответствии с лицензией для строительства и эксплуатации подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых, придается статус горного отвода (геометризованного блока недр).

Предварительные границы горного отвода устанавливаются при предоставлении лицензии на пользование недрами. После разработки технического проекта, получения на него положительного заключения государственной экспертизы, согласования указанного проекта с надзорными органами, документы, определяющие уточненные границы горного отвода (с характерными разрезами, ведомостью координат угловых точек), включаются в лицензию в качестве неотъемлемой составной части.

2.5. Пользование недрами для целей, не связанных с добычей полезных ископаемых, как правило, осуществляется в два этапа. В соответствии с "Методическими указаниями по лицензированию пользования недрами для целей, не связанных с добычей полезных ископаемых", утвержденными Министерством природных ресурсов Российской Федерации 22 июня 1998 г. на первом этапе в установленный в лицензии срок ее владелец ведет подготовку проекта использования недр и его согласование с соответствующими органами с целью определения соответствия разработанного проекта стандартам (нормам, правилам) по безопасному ведению работ и экологической безопасности. При необходимости производится уточнение границ горного отвода и земельного участка.

На втором этапе осуществляется реализация согласованного проекта в соответствии с условиями лицензии. Проведение работ, связанных с пользованием недрами, до согласования проекта запрещается.

2.6. Работы по геологическому изучению участков недр в целях, не связанных с добычей полезных ископаемых, сами участки и соответствующие лицензии на пользование недрами подлежат государственному учету и включению в государственный реестр (Федеральный Закон "О недрах", ст.26).

2.7. Федеральным Законом "О недрах" (ст.23) установлены следующие основные требования по рациональному использованию участков недр в целях, не связанных с добычей полезных ископаемых, и охране недр, которые обязан выполнять недропользователь:

- проведение опережающего геологического изучения недр, обеспечивающего достоверную оценку свойств участка недр, предоставленного в пользование в целях, не связанных с добычей полезных ископаемых;

- проведение государственной экспертизы и государственного учета участков недр;

- предотвращение загрязнения недр при проведении работ, связанных с пользованием недрами, особенно при подземном хранении нефти, газа или иных веществ и материалов, захоронении вредных веществ и отходов производства, сбросе сточных вод;

- соблюдение установленного порядка консервации и ликвидации подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых;

- предотвращение накопления промышленных и бытовых отходов на площадях водосбора и в местах залегания подземных вод, используемых для питьевого или промышленного водоснабжения.

2.8. Отвод участков под размещение подземных сооружений в местах залегания полезных ископаемых допускается с разрешения федерального органа управления государственным фондом недр или его территориальных органов и органов государственного горного надзора только при условии обеспечения возможности извлечения полезных ископаемых или доказанности экономической целесообразности застройки (Федеральный Закон "О недрах", ст.25).

2.9. В соответствии с Федеральным Законом "Об отходах производства и потребления"* определение места строительства объектов размещения отходов осуществляется на основе специальных (геологических, гидрологических и иных) исследований и при наличии положительного заключения государственной экологической экспертизы. Создание объектов размещения отходов допускается на основании разрешений, выданных федеральными органами исполнительной власти в области обращения с отходами в соответствии со своей компетенцией.

_________________

* Федеральный закон от 24 июня 1998 г. N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (в ред. Федеральных законов от 29.12.2000 N 169-ФЗ, от 10.01.2003 N 15-ФЗ, от 22.08.2004 N 122-ФЗ (ред. 29.12.2004), от 09.05.2005 N 45-ФЗ).


Запрещается захоронение отходов на территориях городских и других поселений, лесопарковых, курортных, лечебно-оздоровительных, рекреационных зон, а также водоохранных зон, на водосборных площадях подземных водных объектов, которые используются в целях питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения. Запрещается захоронение отходов в местах залегания полезных ископаемых и ведения горных работ в случаях, если возникает угроза загрязнения мест залегания полезных ископаемых и безопасности ведения горных работ (Федеральный Закон "Об отходах производства и потребления", ст.12).

2.10. Статья 46 Федерального Закона от 10 января 2002 г. N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" (с изм. и доп. от 22 августа 2004 г.) (Далее - Федеральный Закон "Об охране окружающей среды") указывает, что при размещении, проектировании, строительстве, реконструкции, вводе в эксплуатацию и эксплуатации объектов хранения (включая и подземные хранилища) нефти, газа и продуктов их переработки должны предусматриваться эффективные меры по снижению негативного воздействия на окружающую среду, а также по возмещению вреда окружающей среде, причиненного в процессе строительства и эксплуатации указанных объектов.

Строительство и эксплуатация объектов хранения и реализации нефти, газа и продуктов их переработки допускаются при наличии проектов восстановления загрязненных земель в зонах временного и (или) постоянного отвода земель, положительных заключений государственной экологической экспертизы и иных, установленных законодательством государственных экспертиз, финансовых гарантий реализации таких проектов.

2.11. Статьей 51 Федерального Закона "Об охране окружающей среды" запрещаются:

- сброс отходов производства и потребления, в том числе радиоактивных отходов, в поверхностные и подземные водные объекты, на водосборные площади, в недра и на почву;

- захоронение опасных отходов и радиоактивных отходов на водосборных площадях подземных водных объектов, используемых в качестве источников водоснабжения, в бальнеологических целях, для извлечения ценных минеральных ресурсов.

Данная статья нуждается в разъяснении. В законе не дано определение понятий "сброс" и "захоронение", поэтому без учёта их различий первая часть приведенной статьи формально может быть истолкована, как запрет на подземное захоронение отходов, в первую очередь жидких. Однако, учитывая, что под сбросом понимается неорганизованное и неконтролируемое направление отходов во внешнюю среду, а понятие "захоронение" означает организованную и контролируемую изоляцию отходов в недрах в целях предотвращения их попадания в окружающую среду, толкование ст.51 в качестве запрещающей подземное захоронение жидких отходов неправомерно.