6.1 Общие положения
6.1.1 В процессе заправки следует уменьшать длительность операции и сокращать потери жидкости, а также обеспечивать условия безопасности при выполнении операции.
6.1.2 Скорость заправки бака определяют расходом жидкости, зависящим от давления в заправочном резервуаре, и потерями на трение в подающих и дренажных коммуникациях.
6.1.3 Упрощенный расчет длительности заправки КБТС и потерь жидкости при заправке приведен в приложении Д. Существенное отклонение реальной длительности процесса заправки от расчетного значения свидетельствует о появлении паровой фазы в заправочной коммуникации, о засорении заправочной коммуникации или о повышенном сопротивлении дренажной коммуникации.
6.2 Порядок проведения заправки криогенной бортовой топливной системы сжиженным природным газом
6.2.1 Во время заправки давление в заправочном резервуаре поддерживают на уровне рабочего значения, но не выше, чем рабочее давление КБТС.
6.2.2 Прекращение процесса заправки проводят одним из способов:
- при срабатывании ограничителя уровня БКТ;
- по электрическому сигналу от уровнемера бака на автоматическое прекращение заправки;
- по звуковому или световому сигналу от уровнемера на прекращение заправки оператором.
6.2.3 По окончании заправки следует закрыть вентиль подачи жидкости из заправочного резервуара, снизить давление в баке до атмосферного, отсоединить заправочное устройство, закрыть заправочную горловину заглушкой.
6.3 Требования безопасности при проведении заправки криогенной бортовой топливной системы сжиженным природным газом
6.3.1 Заправку КБТС СПГ на криогенной заправочной станции проводят в автоматическом режиме управления в соответствии с технологическим регламентом станции, а заправку вне криогенной заправочной станции - по соответствующей технологии заправки, которая должна быть разработана эксплуатирующей службой, исходя из технической документации на заправщик и на КБТС.
Рекомендуются следующие значения параметров:
- наибольшее количество СПГ, заправляемого в бак. БКТ должен включать в себя механизм защиты от переполнения, предотвращающий перелив бака более чем на 90% от внутреннего объема и автоматически останавливающий заправку при заполнении;
- наименьшее допустимое давление в баке - не менее 0,3 МПа (3,0 кгс/см);
- наибольшее допустимое давление в баке - не менее 1,6 МПа (16 кгс/см);
- время бездренажного хранения - не менее 72 ч;
- потери от испарения (на жидком азоте) - не более 0,18 кг/ч.
6.3.2 При проведении заправки КБТС СПГ двигатель АТС не должен работать.
6.3.3 Перед заправкой должны быть приняты меры, исключающие самопроизвольное движение АТС.
6.3.4. При заправке из питающего резервуара (вне криогенной заправочной станции) необходимо обеспечить заземление питающего резервуара.
6.3.5 Подсоединение и отсоединение заправочного устройства к заправочной горловине проводят при атмосферном давлении в БКТ.
6.3.6 В процессе заправки давление в питающем резервуаре в соответствии с 6.2.1 не должно превышать значение рабочего давления в КБТС.
6.3.7 Движение АТС по окончанию заправки необходимо начинать только после отсоединения заправочного устройства и установки заглушки на горловину.