Статус документа
Статус документа

ГОСТ Р 56241-2014 Внутренний водный транспорт. Техническая эксплуатация портовых гидротехнических сооружений. Требования безопасности

     4.2 Режим эксплуатации

4.2.1 ПГС следует использовать по назначению при соблюдении требований, установленных для них в проектной, эксплуатационной документации и паспортах.

4.2.2 При возникновении существенных изменений в условиях эксплуатации ПГС (изменение глубин у гидротехнических сооружений, изменение технического состояния элементов конструкций сооружений и грунтов их основания и т.п.) режим эксплуатации должен быть соответственно изменен.

4.2.3 Режим эксплуатации ПГС должен учитывать возможность возникновения затрудняющих производство работ неблагоприятных и опасных гидрометеорологических явлений, предусматривать изменение и прекращение работ на причалах при получении штормового предупреждения.

4.2.4 Нормы эксплуатационных нагрузок указывают в паспорте причала или портового причального сооружения.

Для обеспечения безопасной эксплуатации причалов или причальных сооружений эксплуатирующая организация разрабатывает справочник допускаемых нагрузок. В справочнике допускаемых нагрузок для фактически перегружаемой номенклатуры грузов приводятся схемы загрузки, таблицы с высотой складирования различных грузов. В справочнике допускаемых нагрузок должна быть отражена основная номенклатура грузов. При появлении дополнительной номенклатуры грузов, до корректировки справочника допускаемых нагрузок, высоту складирования грузов отражают в рабочих технологических документах. Эксплуатация причалов или причальных сооружений с превышением допускаемых нагрузок запрещается.

4.2.5 Нормы эксплуатационных нагрузок следует периодически пересматривать с учетом фактического состояния конструктивных элементов ПГС и соответствия условий их службы первоначально принятым при проектировании и строительстве. Как правило, пересмотр норм эксплуатационных нагрузок следует проводить не реже одного раза в пять лет, а также при изменении технического состояния ПГС, а для ПГС, эксплуатирующихся более 50 лет, - не реже одного раза в три года.

4.2.6 Нормы эксплуатационных нагрузок следует устанавливать для каждого участка причального фронта, отличающегося по конструкции или по техническому состоянию конструктивных элементов, независимо от объединения ряда участков в один причал по эксплуатационной нумерации. В отдельных случаях в целях установления норм эксплуатационных нагрузок для существующих ПГС рекомендуется проводить их опытную огрузку.

4.2.7 В случае складирования на территории причалов тяжеловесных грузов и оборудования значения допускаемых нагрузок на них рекомендуется устанавливать на основании специальных расчетов, которые могут быть выполнены только проектной организацией или аккредитованной в установленном порядке специализированной организацией. В необходимых случаях тяжеловесные грузы и оборудование следует устанавливать на распределительные платформы специальной конструкции, обычно со свайным основанием.

4.2.8 При изменении условий эксплуатации ПГС и их технического состояния должны быть проведены поверочные расчеты сооружений, результаты которых должны учитываться при назначении нового режима их эксплуатации.

4.2.9 Границы причалов с различными глубинами у кордона и различной несущей способностью должны быть обозначены на месте.

Схемы допускаемых нагрузок на причалы должны вывешиваться на видном месте на причалах и в служебных помещениях, в которых находятся работники, связанные с эксплуатацией причальных сооружений.

4.2.10 Для каждого причала или причального сооружения должны быть установлены допускаемая осадка швартующихся судов, условия их подхода и швартовки, безопасной стоянки, перестановки, меры по предупреждению повреждений сооружений судами.

4.2.11 Эксплуатация судов, по своим параметрам превышающих параметры расчетного судна, указанного в проектной документации и паспорте причала или портового причального сооружения, без выполнения дополнительных исследований и усиления сооружения (при необходимости) запрещается.

4.2.12 Понижение отметки дна у причала или причального сооружения относительно отметки, указанной в проектной документации и паспорте причала или причального сооружения, без выполнения дополнительных исследований и усиления сооружения (при необходимости) запрещается.

4.2.13 В целях обеспечения безопасной швартовки судов и сохранности причалов и причальных сооружений должны выполняться следующие требования:

- швартовные и отбойные устройства (там, где они предусмотрены по проекту) должны находиться в исправном техническом состоянии и соответствовать по своим характеристикам швартующимся судам;

- фактический запас свободной длины причалов при швартовке судна не должен быть меньше нормативного запаса, зависящего от длины швартующегося судна и устанавливаемого в соответствии с требованиями нормативных документов;

- нормальные составляющие скоростей подхода судов к причалам при их швартовке и перешвартовке не должны превышать 0,22; 0,15; 0,13; 0,11 м/с при водоизмещениях судов соответственно до 2, 5, 10, 20 тыс. т;

- перед подходом судна к причалу выступающие за борт судна предметы должны быть заблаговременно убраны и закреплены в таком положении, чтобы они не могли повредить причалы, находящиеся на них устройства и перегрузочное оборудование;

- при приеме у причалов накатных судов (типа Ро-Ро) опускание аппарели на причал должно производиться только в местах, специально для этого предназначенных и снабженных соответствующими надписями;

- суда с носовыми бульбами должны подводиться к причалу с помощью буксиров, при этом должно быть исключено соприкосновение бульб с причалом;

- в случае необходимости, перегрузочное оборудование должно быть перемещено на участок причала, где оно не подвергается опасности повреждения.

4.2.14 Швартовка судов должна производиться швартовными канатами только за швартовные устройства. На швартовные устройства разрешается подавать только швартовные канаты, разрывные усилия которых не превышают допускаемые Российским Речным Регистром для данного класса судов.

Швартовка судов после получения штормового предупреждения должна производиться за штормовые швартовные устройства.

На поверхности головы каждой швартовной тумбы должны быть нанесены следующие цифровые обозначения, читаемые со стороны берега: сверху - порядковый номер тумбы, отсчитываемой с начала данного причала, и ниже, под горизонтальной чертой - расстояния в метрах до ближайших швартовных тумб слева и справа, разделенные друг от друга вертикальной чертой.

4.2.15 При отходе от причала суда должны работать машиной самым малым ходом, пока судно не будет на расстоянии не менее 10 м от причала.

При стоянке судна непосредственно у причала допускается для прогрева машины работа гребными винтами на самых малых оборотах.

4.2.16 При стоянке судна у причала надлежит ограждать причал от попадания на него воды при откачке водяного балласта, а также от воздействия пара, выпускаемого через бортовые отверстия, путем использования щитов, навешиваемых перед бортовыми отверстиями.