3.1 В настоящем стандарте применены следующие термины с соответствующими определениями:
3.1.1 автоматический тормоз: Устройство, обеспечивающее автоматическую остановку поезда при разъединении или разрыве воздухопроводной магистрали и/или при открытии крана экстренного торможения (стоп-крана).
3.1.2 безотказность: Свойство объекта непрерывно сохранять работоспособное состояние в течение некоторого времени или наработки.
[ГОСТ 27.002-89 статья 1.2]
3.1.3 блокировка: Функция механического, электрического или другого устройства, которая при определенных условиях обеспечивает фиксацию его исполнительных устройств в определенном состоянии, которое сохраняется до момента поступления сигнала о разрешении перехода в другое состояние.
3.1.4 гидропередача: Гидравлическая система, содержащая гидродинамические преобразователи крутящего момента (гидротрансформаторы и гидромуфты), устройства управления и трубопроводы, позволяющие автоматически изменять крутящий момент и частоту вращения, передаваемые от двигателя на колесные пары, в зависимости от нагрузки и скорости движения.
3.1.5 головной вагон: Вагон, оборудованный кабиной управления.
Примечание - Головной вагон может быть моторным и немоторным.
3.1.6 готовность: Способность дизель-поезда выполнять предусмотренные техническими требованиями функции при предусмотренных нормативной и/или технической документацией условиях применения и технического содержания в предположении, что необходимые внешние ресурсы обеспечены.
3.1.7 дизель-поезд: Автономный тяговый подвижной состав с дизельной силовой установкой и передачей мощности (гидравлической или электрической), состоящий из не менее чем двух вагонов, предназначенный для перевозки пассажиров и имеющий в своем составе хотя бы один моторный вагон.
3.1.8 дизель-электропоезд: Тяговый подвижной состав (комбинированный) с дизельной силовой установкой, электропередачей и токоприемником для питания от контактной сети, комплектом электрооборудования, состоящий из не менее чем двух вагонов, предназначенный для перевозки пассажиров и имеющий в своем составе хотя бы один моторный вагон.
3.1.9 кабина управления: Часть головного вагона, в которой расположены рабочие места локомотивной бригады, с пультом для управления.
3.1.10 конструкционная скорость железнодорожного подвижного состава: Наибольшая скорость движения, заявленная в технической документации на проектирование.
3.1.11 коэффициент внутренней готовности: Вероятность того, что дизель-поезд окажется в работоспособном состоянии в произвольный момент времени, кроме планируемых периодов, в течение которых его использование по назначению не предусматривается (плановые технические обслуживания и ремонты, запас, резерв, ожидание работы или ремонта, пересылка и т.д.).
3.1.12 коэффициент технической готовности: Отношение времени нахождения дизель-поезда в работоспособном состоянии к общей продолжительности эксплуатации в заданном интервале времени, включая все виды технического обслуживания и ремонта.
3.1.13 максимальная расчетная загрузка: Максимальная масса поездного персонала, инвентаря, продуктов питания, пассажиров с багажом с учетом максимальной населенности.
Примечание - Для дизель-поездов в пригородном сообщении расчетная масса пассажира - 70 кг, для дизель-поездов в межрегиональном сообщении - 100 кг.
3.1.14 максимальная населенность: Число пассажиров в вагоне, которое определяется для дизель-поездов:
- пригородного сообщения - из расчета размещения сидящих пассажиров на всех пассажирских креслах и стоящих пассажиров в проходах и тамбурах с плотностью семь человек на 1 м;
- межрегионального сообщения - числом мест для размещения пассажиров сидя.
3.1.15 моторный вагон: Вагон, содержащий тяговый привод, тяговый двигатель, электрическую или гидравлическую и/или механическую передачу.
Примечание - Моторный вагон сочетает в себе свойства обычного вагона (перевозка пассажиров или грузов) и локомотива (перемещение поезда).
3.1.16 межрегиональный поезд: Поезд с длиной участка оборота от 150 до 700 км.
3.1.17 немоторный вагон: Вагон без тягового привода, на кузов которого тяговая сила передается только через сцепное устройство.
3.1.18 пригородный поезд: Поезд с длиной участка оборота не более 200 км.
3.1.19 программное обеспечение: Продукт интеллектуальной деятельности, включающий программы, процедуры, данные, правила и ассоциированную информацию, имеющую отношение к работе системы обработки данных.
3.1.20 расчетная населенность: Число пассажиров в вагоне, которое определяют для дизель-поездов:
- пригородного сообщения - из расчета размещения сидящих пассажиров на всех пассажирских креслах и стоящих пассажиров в проходах и тамбурах с плотностью три человека на 1 м;